Выберите регион

Смотрим на

 

Прямой эфир

Владимир Андреев
Владимир Андреев
Дата рождения:
27.8.1930
Место рождения:
Москва

Смотрим

Биография
дальше

Умер 29 августа 2020 года.

Владимир Андреев родился 27 августа 1930 года. С ранних лет он начал работать. Ему не было еще и пятнадцати лет, когда он в летние каникулы ездил на сельскохозяйственные работы. Позже, во время войны, заканчивая уроки, шел на завод и вставал к станку. Труд, необходимость заботиться о семье воспитали в нем самостоятельность, ответственность, упорство. Однажды, когда Андреев уже был студентом первого курса ГИТИСа, отец сказал, что хотел бы, чтобы сын благодаря своему труду и настойчивости добился успеха. Мечта отца сбылась.

Увлечение Владимира Андреева театром началось с кружка в Доме пионеров, в котором он постигал азы театрального искусства вместе с Роланом Быковым. Именно Быков дал своему товарищу совет, что поступать надо только в ГИТИС. В 1948 году Андреев поступил на курс к Андрею Михайловичу Лобанову и Андрею Александровичу Гончарову. Лобанов учил, что в актерской профессии надо идти от самой сути, от изучения природы человеческой, и что все они – не просто актеры, они – человековеды. Психофизический аппарат каждого, кто занимается этой профессией, - это испытательный, главный лабораторный прибор. Другой педагог, Гончаров, говорил, что театр надо уметь любить даже тогда, когда он этого не достоин. Сегодня сам Владимир Алексеевич оценивает это так: "Такая потрясающая, мудрая, парадоксально звучащая мысль. Это призыв, это направлено в адрес людей, которые приобщились к делу театра, будь то актер, со взлетами и падениями, режиссер, человек, ведущий дело, или человек, который пишет о театре. Значит, надобно всем своим существом проникнуть, или проникнуться – не знаю, как точнее сказать, – прикипеть к своему понятию театра, чтобы в моменты, наверно, не отвращения, но неприятия находить что-то, что заставляет оставаться в деле, оставаться с самим понятием – театр".

После завершения учебы в 1952 году Андреев без колебаний принял предложение своего педагога поступить в труппу Театра имен Ермоловой. Среди актерских работ Андреева наиболее заметными стали: Сергей Киричев в спектакле "Гости" Леонида Зорина, Алексей в "В добрый час!" Виктора Розова, Голубков в "Беге" Михаила Булгакова, Васильков в спектакле "Бешеные деньги" Александра Николаевича Островского, Аттилио в спектакле "Суббота, воскресенье, понедельник…" Эдуардо де Филиппо и многие-многие другие работы. С самых первых шагов в профессиональном театре Владимир Андреев начал заниматься театральной педагогикой. Он вел ассистентскую работу на курсе Гончарова, сотрудничал с другими мастерами и сам стал мастером. Чуть позже он проявил интерес к режиссуре: сказался актерский и педагогический опыт. Его первой серьезной режиссерской работой стал поставленный в 1964 году спектакль "Мать своих детей" по Александру Афиногенову, где главную роль сыграла Эда Урусова. В 1970 году он - главный режиссер Театра имени Ермоловой, а в 1990 – его художественный руководитель. Среди постановок: "Бал воров" Жана Ануя, "Разлом" Бориса Лавренева, "Завтра в семь" Константина Симонова, "Играем Стриндберга" Фридриха Дюрренматта, "Крейцерова соната" по Льву Николаевичу Толстому, "Батальоны просят огня" Юрия Бондарева, "Лев зимой" Голдмена, "Пропавший сюжет" (роль Дорогина) и "Союз одиноких сердец" Леонида Зорина, "Битва ангелов" Теннесси Уильямса, "Дама с собачкой" Антона Павловича Чехова (роль Гурова), "Великая Екатерина" Бернарда Шоу, "Танго" Славомира Мрожека и многие другие.

Важным для Андреева и для театральной жизни семидесятых стали спектакли, поставленные по произведениям Александра Вампилова. Андреев был первым, кто осмелился вывести на сцену героев автора. До смерти Вампилова в 1972 году его драматургия не знала сцены. Особенное впечатление произвели спектакли "Прошлым летом в Чулимске" (1974) и "Стечение обстоятельств" (1978).

Андреев вспоминает:

Как режиссер я упрям. Был период, когда я ставил "Прошлым летом в Чулимске" Александра Вампилова или спектакль по его эпизодам и недописанным пьесам "Стечение обстоятельств". Тогда дружно писали многочисленные статьи, одна из которых, до сих пор помню, называлась: "Андреев спасает для нас Вампилова". Недавно после того, как на канале "Культура" вдруг выплыл ермоловский "Чулимск", мне позвонила одна мадам критик, не самый так сказать добрый, и сказала: "Слушай, какой хороший спектакль ты поставил еще тогда, в 70-е годы".

Я тогда был не так скуп в желаниях и смелее. Я не задумывался, что скажут обо мне, и тогда я ставил и "Горное гнездо" Мамина-Сибиряка, и другие пьесы. Хотелось - брал. Мне один человек сказал в свое время: "Володь, знаешь, твое несчастье в том, что ты ничейный человек. А в наше время надо быть чьим-то, чтобы тебя защитили, чтоб тебя поддержали". А другой человек мне сказал: "Может и хорошо, что ты ничейный, потому что завтра этого человека, чьим ты был, может уже и не быть, а потом вдруг не станет и того, чьим ты мог бы стать".

Владимир Андрееву довелось поработать главным режиссером в Малом театре (1985-1988), и снова вернуться в свой родной театр, которым руководит и по сей день. Кроме того, Владимир Алексеевич является профессором Российской академии театрального искусства, где заведует кафедрой актерского мастерства.
Андреев – лауреат Государственной премии РСФСР (1980), Премии К.С. Станиславского (1993), Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства (2000), Магдебургской премии искусств. Имеет орден Почета "За большие заслуги в развитии театрального искусства".

Особое мнение Владимира Андреева:

О постановках

"Один критик, небезразличный мне, как-то написал, что Андреева, одного из немногих сегодня, не покидает интерес к теме гражданской. Я не специально, не нарочито пытаюсь это делать, но по-другому не получается. Всегда думаешь – а про что это, ради чего, во имя чего ты ставишь спектакль? Что это даст, что донесешь ты своим словом? Хочется, чтобы не было остервенения, безразличия друг к другу. Равнодушие – наша главная болезнь, об этом сказано много. К совести хочется взывать, которая есть прививка от равнодушия. У меня нет иллюзий насчет того, что вот человек побывал на спектакле, и все в его жизни переменилось – стало "правильно". Как правильно, никто из нас не знает. Поэтому то, что я делаю, – это только попытка".

О силе сопереживания

"Помню, много лет назад я приступил к постановке спектакля "Крейцерова соната". Заботила меня в этой вещи, как и любого нормального человека, мысль: как можно убивать, как можно казнить, если речь идет не о кровавом преступнике, не о человеконенавистнике, не о бандите, а о человеческом быте, о семье, об ошибках людских? Что, разрешать проблемы можно только с помощью насилия? И вот однажды на генеральной репетиции этого спектакля оказался священнослужитель – до сих пор его помню – с совершенно потрясающими глазами. Не скрою от вас, я напрягаюсь и сжимаюсь, если вдруг сводит случай с каким-нибудь священником, который является воплощением самой суровости, так что с вопросом-то не подступишься. И всегда благорасположение рождается, если вдруг увидишь глаза, которые способны помочь, способны понять тебя, если не оправдать, то посочувствовать. И вот у этого человека, он тогда был настоятелем храма Всех Святых в районе метро "Сокол", были чудесные глаза, потрясающие совершенно. Он тогда сказал: "Я буду молить Господа, чтобы эта Ваша работа укрепилась, чтобы она состоялась. Потому что Вы в ней призываете, молите о милосердии. Вы выступаете против зла, которое вкрадывается в суть и дух человеческий". После этого я бывал у него в храме, и не просто наблюдал, а действительно участвовал в службах, сопереживал. Мне это помогало – помогало доводить мою работу до того звучания, чтобы призыв к добру и милосердию оказался сильней, чем просто сюжет, просто разыгрывание страстей человеческих".

О вдохновении

"Иногда говорят, что вдохновение, по сути своей, дело глуповато-чувственное. Это неправда. "И тогда увидишь вдруг, как звучит родное слово, // что оно не смысл и звук, а итог пережитого, // наших радостей и мук..." И вдруг что-то однажды сгущается, и чувства концентрируются, и рождается желание жить, что-то такое придумывать, такое, что будет значительным и полезным не только тебе, но утвердит какую-то твою веру. Вдохновение – порыв, который можно во времени протянуть, просуществовать в нем, и как хорошо, когда оно не сразу засыпает, когда хочется жить, хочется творить, быть полезным. Вдохновение не обязательно бывает только радостно-веселым. Иногда – "печаль моя светла", но что печаль, если она приносит свет. А потом, давайте вслушаемся все-таки: вдох-но-ве-ни-е... "Нам не дано предугадать, // как слово наше отзовется. // И нам сочувствие дается, // как нам дается благодать". Вдохновение ведь не обязательно один миг: сыграл роль вдохновенно, или стихи сложились вдохновенно. А вдохновенно – это когда вдруг что-то забрезжило, высветилось. И потом, если замысел, предчувствие к тебе приходит во благо, то природа твоя становится талантливей оттого, что благодать посетила тебя. Можно стыдиться, говоря об этом. А зачем стыдиться, ведь должны быть в нашем каждодневии и светлые моменты".

О начале

"Всегда есть некий посыл для зрителя. Это не обязательно может быть сформулировано с помощью каких-то навек установленных правил и формул. Мысль часто рождается как результат сгустившегося и сконцентрированного чувства. Что-то вдруг начинает тебя приманивать, что-то вдруг чувствуешь, начинаешь тянуться к теме, к автору, который тебя почему-то именно сегодня заинтересовал, взволновал... Потом, конечно, думаешь, какой смысл в тот или иной спектакль вложить сегодня. Потом – а что это может дать зрителю, какие, если не внешне наблюдаемые перемены, то отклики, отзвуки это вызовет. Вот эта сумма впечатлений и размышлений и есть начало".

О зрителях

"Он сегодня очень разный, очень пестрый по составу. Есть зритель, с которым я не соглашусь ни в мировоззрении, ни в отношении к сегодняшнему дню, ни с отсутствием интереса к ближним своим. А бывает зритель, который, может быть, пришел к тебе впервые, но есть желание привлечь его, потому что чувствуешь, что он может стать твоим и понять тебя. Тебя и твоих сотоварищей. Сегодня это непростой процесс. Вот я заинтересовался одной пьесой, написанной несколько лет назад. В ней проблема взрослых и проблема юности. Почему именно эта пьеса? Только ли из желания привлечь молодого зрителя в театр? Или еще из желания заставить оглянуться, а если получится – начать с чистой страницы, для тех, кто сожалеет о каком-то своем поступке или решении? Это не значит, что сегодня искусство, театр, могут все, например, кардинально повернуть что-то вспять, остановить стихию. Но если тебя все-таки заботит сохранение человечности в человеке, ты не можешь работать и жить иначе. И если есть определенная группа, пусть не такая многочисленная, как на массовых шоу, которая концентрируется вокруг того, что заботит и интересует и тебя, то это уже много. Давайте вспомним, как возникали иные союзы интеллигенции и литературно-музыкальные кружки молодежи. Ведь они никогда не были явлениями массовыми, но очень часто, концентрируя интересы, оставляли многое, что потом вливалось в культуру, в историю культуры. Я за это. Я являюсь приверженцем не обязательно массового успеха, но обретения друзей, людей, понимающих друг друга, и вместе созидающих то, что является лексиконом душ".

Об известности

"Я уже очень немолодой человек, поэтому все время ловить глаза, одобряющие твое существование, тоже не очень прилично, да и зачем это делать? Но я сам понимаю, что есть люди, которые ко мне, вот в целом ко мне, относятся хорошо. Сегодня, как ни странно, может быть, оттого, что чаще появляешься на экране телевизора, в концерте или в спектакле, я ощущаю интерес со стороны определенной части зрителей, которая мне не чужда. Но буду скромным или постараюсь быть скромным, это не проявление интереса ко мне, будто бы я суперзвезда шоу-бизнеса. Это интерес к нашей работе. И, кроме того, в драматическом театре понятие "звезда" как-то не приживается. Актер может быть хорошим, может быть артист, который привлекает, удерживает внимание самой своей сутью, внутренним содержанием, если хотите, своим даром... Но сказать, что артист, играющий, например, Акима во "Власти тьмы" – звезда или суперзвезда? Что-то в этом есть вульгарное, мне кажется.

Я не считаю себя человеком, сидящим на высоком троне, который заставляет обязательно вытягиваться в струнку моего молодого собеседника или собеседницу. А потом у молодежи многое можно брать, не обворовывая ее. Я не то чтобы заигрываю с молодежью, но пытаюсь найти, как говорили в старину, тот тон, в котором и им было бы удобно, и я бы не чувствовал себя неловко, не подлаживался".

Об учениках

"Я не могу без молодежи. Без молодости я не могу. В свое время меня приобщил к педагогике Андрей Александрович Гончаров, и я к этому, как принято говорить, прикипел. И без этого не могу. Если бы жизнь у меня все это отняла вместе с недугами, с отсутствием памяти, это было бы для меня без преувеличения трагедией.

Многие мои ученики находят достаточно серьезное применение в профессии. И это не один и не два человека. Кое-кто сам потянулся за мной и стал заниматься педагогикой. Не для того чтобы называться доцентом или рваться в профессуру, а потому что заинтересовался. И эта связь с молодостью, это общение с молодежью помогает еще на что-то надеяться. И если не озорничать, то проявляться во всяком случае, искренне. Не случайно, например, когда я стал работать над произведением Леонида Генриховича Зорина "Невидимки", я остановился не на хорошо выглядящей, хорошо сохранившейся актрисе, а на совсем юной партнерше, которая только окончила театральный ВУЗ (имеется в виду Мария Бортник – прим.ред.). Потому что я не то что прислушивался, а нервными окончаниями как-то достаточно органично ощущал ее душевный лексикон, ее знания улицы и жизни сегодняшней – все то, что помогало строить спектакль. Насколько это выражается - это уже второе дело. Это желание встретиться с человеком, у которого ощущение того, что творится за окнами пусть еще не интеллектуально осмысленно, а достаточно живо проявляется чувственно, мне интересно".

Народный артист СССР (1985)
Лауреат Государственой премии России
Лауреат премии мэра Москвы (2000)
Орден Почета (2000, за большие заслуги в развитии театрального искусства).

Фильмография: Актер

  • Третьего не дано (2009)
  • Продолжение следует (2008)
  • Принцесса цирка (2008)
  • Срочно в номер (2007), сериал
  • Аферисты (2007)
  • Сволочи (2006)
  • Девять жизней Нестора Махно (2006), сериал
  • За все тебя благодарю (2005)
  • Юбилей прокурора (2003)
  • Улыбка Мелометы (2002), сериал
  • Ультиматум (1999)
  • Юбилей прокурора (1998)
  • Тишина (1992)
  • Три дня вне закона (1992)
  • Сувенир для прокурора (1989)
  • Джамайка (1987)
  • Поклонись до земли (1985)
  • Хроника одного лета (1984)
  • Прости меня, Алеша (1983)
  • Синдикат-2 (1981)
  • Цветы луговые (1980)
  • Гонки без финиша (1977)
  • Спорт, спорт, спорт (1970)
  • Встречи на рассвете (1968)
  • Калиф-аист (1968)
  • Сказка о царе Салтане (1966)
  • Голубая чашка (1964)
  • Битва в пути (1961)
  • До будущей весны (1961)
  • Мост перейти нельзя (1960)
  • Жестокость (1959)
  • Ночной патруль (1957)
  • Человек родился (1956)
  • Доброе утро (1955)
  • Аттестат зрелости (1954)
  • Верные друзья (1954)

В Москве задержали участника Pussy Riot Александра Софеева