Петр Мамонов
Смотрим
В подкастах
В видео
В aудио
Биография
Актер и рок-музыкант Петр Николаевич Мамонов родился в семье московских интеллигентов на Большом Каретном. Отец был инженером, мама – переводчица скандинавских языков.
"Я рос на Большом Каретном, и у нас было принято в начале 1960-х - выходили во двор ребята лет по 20 вечером, стояли, курили – и разговор часа на два. И вот в том числе, наверное, Высоцкий там стоял, он как раз в те годы там жил", - вспоминает Петр Николаевич.
Феноменальный артистизм Мамонова проявился еще в детском возрасте. Правда далеко не все разглядели в нем творческую личность, скорее, наоборот, считали бунтарем и хулиганом. Его даже дважды выгоняли из школ за то, что "устраивал цирк".
Он был в числе первых московских хиппи. В середине 1960-х собрал свою первую музыкальную группу "Экспресс" и выступал на школьных вечеринках. С юных лет писал стихи, устраивал спектакли. К тому же прекрасно танцевал твист и рок-н-ролл.
В 1979 году Петр окончил Московский полиграфический техникум. Затем в 1979-1982 годах учился на редакторском факультете Московского полиграфического института. В совершенстве владеет английским и норвежским языками, его переводы публиковались во многих поэтических антологиях. Работал печатником в типографии "Красный пролетарий".
"Звуки Му"
Примерно с 1980 года Петр Мамонов начал писать песни, а в 1983-м, вместе с приятелем Александром Липницким, создал свой музыкальный коллектив. Это была знаменитая рок-группа "Звуки Му". Как придумалось такое название, сам Мамонов точно не знает: "Просто как-то удачно ляпнул".
Сначала группа выступала лишь на квартирных концертах. Музыканты познакомились с другими исполнителями, впоследствии ставшими культовыми российскими рок-группами. "Браво", "Аквариум", "Кино" и другие играли и пели на одной "волне". Эти "сольники" наращивали популярность и начали приносить исполнителям доход. "Звуки Му" с их экстравагантным вокалистом Петром Мамоновым быстро приобретали известность у определенной категории слушателей.
Первое выступление коллектива перед большой аудиторией состоялось в 1984 году. Петр Мамонов с коллективом дал концерт в большом актовом зале одной из московских спецшкол. На концерт пришло немалое количество представителей столичного андеграунда.
Близкий друг Мамонова Артем Троицкий позже написал, что музыкант представлял в своих выступлениях себя самого, но в сильно гиперболизированном виде. Получилась "гремучая смесь" "уличного шута, галантного подонка и беспамятно-горького пьяницы".
Переломным моментом стало выступление "Звуков Му" на фестивале московской рок-лаборатории в июне 1988 года, когда за кулисами ДК Горбунова к музыкантам подошел их старый знакомый Василий Шумов и предложил спродюсировать их первый альбом, а также предоставить для этого всю необходимую аппаратуру. Будучи опытным звукорежиссером, Шумов установил на студии жесткую дисциплину и заставил группу записаться всего за 20 дней. Дебютный альбом получил название "Простые вещи" и небольшим тиражом был выпущен на двух грампластинках.
Одновременно в Лондоне вышел альбом под названием "Zvuki Mu". Его издателем стал английский продюсер Брайан Эно. Группу "накрыло" волной успеха. Музыканты отправились в большой тур по странам Европы, дважды гастролировали по США. Успех был огромный. Возвратившись в СССР, группа записала альбом "Транснадежность", не продемонстрировав прежнего качества. Коллектив распался, но началась самостоятельная музыкальная биография Петра Мамонова. В 1995 году музыкант уезжает в деревню и там создает один из наиболее сложных для восприятия альбомов под названием "Жизнь амфибий как она есть".
Театр
В 1992 году Мамонов ставит музыкальные шоу-спектакли и выступает на сцене драматического театра имени К.С. Станиславского. Среди его работ: "Лысый брюнет" (1991), "Полковнику никто не пишет" (1995), "Есть ли жизнь на Марсе?" (1997).
Спектакли участвовали в международных фестивалях Европы и Америки. 27 ноября 2003 года Петр Мамонов в последний раз сыграл спектакль "Шоколадный Пушкин" в "Клубе на Брестской" в рамках программы "Русский стиль", представляющей творческие вечера мэтров российского искусства.
А уже в марте 2004 года состоялась премьера "Мыши, Мальчик Кай и Снежная Королева". Потом был спектакль "Балет", созданный Мамоновым, Творческим объединением "СВОИ" и арт-группой "Слепые".
В конце 2012 года Мамонов после долгого перерыва вернулся на театральную сцену с новым моноспектаклем "Дед Петр и зайцы".
Кино
Впервые на экране Петр Мамонов появился еще в 1988 году. Тогда на волне перестроечного обновления в отечественном кинематографе вышел первый полнометражный фильм Рашида Нугманова "Игла". Там Мамонов сыграл второстепенную роль, но запомнился зрителям. В этом фильме снялся еще один рок-музыкант - Виктор Цой.
В 1990 году на экраны вышла драма Павла Лунгина "Такси блюз", рассказывающая о том, как жизнь свела двоих ни в чем не схожих людей - практичного таксиста и безвольного спившегося музыканта Селиверстова. Фильм был очень высоко оценен за рубежом. На Каннском кинофестивале он получил Золотую пальмовую ветвь за лучшую режиссуру.
Вслед за этим вышло еще два фильма с участием Петра Мамонова: драма Рустама Хамдамова "Аnna Karamazoff" (с Жанной Моро в главной роли) и драма Никиты Тягунова "Нога" (по мотивам одноименного рассказа Уильяма Фолкнера). К сожалению, эти фильмы остались в стороне от широкого зрителя.
Такая же судьба ожидала и другие картины 90-х с участием Петра Мамонова: психологическая драма Янниса Типалдоса "Терра инкогнита" и фильм Сергея Сельянова "Время печали еще не пришло" (ироническая исповедь или философская притча, где Мамонов сыграл удивительного странника, нарушившего тридцать лет назад патриархальный покой интернациональной деревеньки).
В 2005 году молодой режиссер Сергей Лобан пригласил Петра Мамонова в свою картину "Пыль". Фильм был снят на скромную цифровую камеру, практически без бюджета. Мамонов был единственным актером-профессионалом в фильме.
"Остров"
В 2006 году продолжилось сотрудничество Мамонова и режиссера Лунгина. В драме "Остров" актер получил роль главного героя - старца Анатолия, всю жизнь искупающего грех убийства.
Фильм получил шесть премий "Золотой орел", шесть премий "Ника", приз зрительских симпатий и приз за лучшую мужскую роль на фестивале в Онфлере, во Франции. Эта малобюджетная картина собрала в прокате больше 2 миллионов долларов. Рейтинги фильма оказались заоблачными.
Лента открывала "Кинотавр 2006" и фестиваль духовного кино в Риме, закрывала Венецианский кинофестиваль, а 27 июня 2006 года была впервые показана в столице России - в рамках внеконкурсной программы XХVIII Московского международного кинофестиваля.
В огромном зале не было ни одного свободного места, во время сеанса стояла напряженная тишина, а по его окончании публика 10 минут стоя аплодировала Лунгину и Мамонову - настолько сильным оказалось впечатление от картины.
Павел Лунгин говорит, что картина "Остров" - "это фильм о Боге, стыде, грехе, преступлении. Но это еще и попытка рассказать о том, как это мучительно больно - быть человеком. И как необходимо им быть". Лунгин также отмечал, что "Остров" в чем-то продолжает "Покаяние" Тенгиза Абуладзе и "Цареубийцу" Карена Шахназарова, но он более камерный и в большей мере обращен к отдельному человеку, нежели к обществу в целом.
"Остров" снимался в городе Кемь в Карелии, на берегу Белого моря. Оттуда отходят катера на Соловки. Павел Лунгин считает, что аудитория этого фильма - "это мучающиеся люди, те, которые не потеряли надежду найти смысл жизни. Мне кажется, что самодовольные христиане так же не примут этот фильм, как и самодовольные атеисты. Еще Бердяев сказал, что в наше время ему кажется, что мучающийся атеист ближе к Богу, чем самодовольный христианин".
Петр Мамонов считает, что "самое ценное в этом кино - это что фильм достаточно робкий, что никаких там нет лозунгов, что никто ни на чем не настаивает. Мы робко притронулись к очень важной теме". "Остров" - очень удачная работа, я ее не стыжусь. Я сделал все, что мог. Во время съемок целыми ночами думал и плакал... Посмотрел его девять раз и он мне все больше нравится! Только не надо к этому кино относиться на полном серьезе. Это не культурная революция типа фильм про православную веру. Просто о людях, выбравших такой путь", - признается Петр Николаевич.
Неподражаемый Мамонов дружен с Лунгиным с самого детства. Режиссер признается, что без Мамонова не было бы этой картины. Как не было бы и удачного знакомства с Виктором Сухоруковым. Если талант Дмитрия Дюжева Лунгин разглядел сам, то личность Сухорукова режиссеру раскрыл именно Мамонов.
"Царь"
Неудивительно, что в свой фильм "Царь" об Иване Грозном Лунгин снова пригласил Мамонова. Режиссер говорит, что Мамонов - какое-то особое явление в этой жизни. "Он не совсем драматический актер. Но он может быть и актером, и музыкантом, и может быть художником. Но везде, прежде всего, он будет оставаться Петром Мамоновым".
Картина Павла Лунгина о самых страшных годах правления царя Ивана Грозного стала сенсацией Каннского и Московского кинофестивалей. В основе сюжета фильма - духовная борьба двух героев русского средневековья: Ивана Грозного и митрополита Филиппа - единственного человека, который решился противопоставить свой авторитет царскому и сложил за это голову.
В интервью "Российской газете" Павел Лунгин предупреждает, что его "Царь" - "это не кинцо, над ним надо думать". По словам режиссера, его картина - "о том, что власть в России пытается быть Богом". "А власть не Бог. И Бог над властью. И что власть не замыкает собой мир и все интересы этого мира. И о том, что очень страшно жить в стране, которая поклоняется власти и больше ничему", - сказал он "Ведомостям".
Режиссер считает, что фигура Ивана Грозного интересна для России, в которой "не решены проблемы власти - ни сверху, ни снизу". А идею русской власти, утверждает Лунгин, сформировал именно Грозный - "своей неистовой личностью, своим умом и талантом, своей патологической жестокостью и несправедливостью".
"…если бы не Грозный, Россия сегодня была бы другой страной, - утверждает он в интервью изданию "Ваш досуг". - Ведь был большой потенциал демократии внутри московского царства: Дума, споры, дискуссии, которые проводили бояре. Грозный патологическим богатством своей личности и патологической своей жестокостью во многом определил нашу историю. Его личность, как и личность Сталина, на долгие годы "опечатала" собою менталитет страны, сместила понятия добра и зла".
В последние годы Мамонов снимался в фильмах "Игла-Ремикс" (2010) Рашида Нугманова, "Шапито-шоу" (2011) Сергея Лобана, "Иерей-Сан: исповедь самурая" (2015) Егора Баранова и Ивана Охлобыстина, сериале "Пепел" (2010) Вадима Перельмана.
Отшельник
В 1995 году артист ушел от цивилизации и переселился в деревню Ефаново Верейского района Подмосковья. Общественность приняла этот поступок как отшельничество, уход от мирской суеты. В то время 45-летний Мамонов потерял всяческий интерес к жизни. У него были хорошие родители, любимая жена, дети, работа, независимость, но вот смысла жизни он не видел. "Кайфы не помогли, я опивался и обкуривался, но пустота оставалась".
Двоюродный брат Петра, строитель, предложил взять участок в строящемся поселке. Сначала Мамонов отказался. А потом приехал, увидел эту неописуемую красоту, эти сосны, речечку и сказал: "Вот я здесь и останусь".
Вера
Именно там, в 45 лет, к Мамонову пришла вера, которая помогла найти выход из жизненного тупика. "Стал думать для чего вообще жить, для чего мне эти отпущенные семьдесят - или сколько там - лет жизни. А прапрадед мой был протоиреем собора Василия Блаженного. Дай, думаю, куплю молитвословчик, посмотрю, о чем они там молятся", - рассказывает Петр Николаевич.
С тех пор он занялся самосовершенствованием в православии, стал регулярно посещать местную церковь, исповедаться и молиться.
"Деревенские спрашивают: "Ты че, Петро, в церковь зачастил?", а я им: "Ты пивко любишь попить, с мужиками в пивной целый день простоять?" – "Люблю". – "А я в церковь люблю ходить". Это было начало, а настоящая встреча с Богом произошла не так давно... Я не мог выбраться из одного греха. Никак не мог. И вот утром на Сретение встал и вдруг почувствовал, что Господь залил мое сердце любовью и обезоружил меня. Вера вдруг пришла – как обухом. Смысл появился: вечная жизнь и счастье всегда. Мне даже рай приснился! И знаешь, что я понял? Рай - это так, как каждый хочет. "Ящик" выбросил в окно. Читаю труды святых отцов, Библию, стараюсь жить по божьим законам. Тяжело. Бог нам деньги придумал по нашей немощи, чтобы мы делились ими. А мы что делаем? Он украл, и он украл. А этот – не успел. Не хватило. Сколько можно копить? Кому все это достанется? Может быть, нам совсем немного осталось? Над собой работай, злобу уменьшай".
Кстати, чтобы сняться в "Острове", Мамонов испросил разрешения у своего духовного отца. Приступил к работе лишь после благословения.
Личная жизнь
Впервые он женился еще в середине 70-х годов. Семейная жизнь была скоротечной. Его избранницей стала девушка, имя которой сам актер никогда не раскрывал. Известно только лишь то, что в этом браке у Мамонова родился сын.
В 1982 году Петр Николаевич зарегистрировал отношения с танцовщицей Ольгой, которая вскоре стала его личным менеджером. У Ольги и Петра появились дети (в семье трое сыновей). Младший сын Иван стал кинорежиссером.
Награды
Петр Мамонов награжден кинематографическими премиями "Ника", "Золотой орел", "Белый слон" (все - 2006), дипломом "За лучшую главную мужскую роль" МКФ славянских и православных народов "Золотой Витязь" (2007), а также премией "Своя колея" имени В.С. Высоцкого (2006)
По материалам сайтов: wikipedia.org, kino-teatr.ru,Tele.ru, kinopoisk.ru, vokrug.tv, 7 Дней, Uznayvse.ru, Собеседник.ru, Ok-magazine.ru, РИА Новости.
Фильмография: Актер
- Иерей-Сан: исповедь самурая (2015)
- Пепел (2013)
- Шапито-шоу (2011)
- Игла-Ремикс (2010)
- Царь (2009)
- Остров (2006)
- Пыль (2005)
- Котлован (2005)
- Время печали еще не пришло (1995)
- Терра инкогнита (1994)
- Нога (1991)
- Анна Карамазофф (1991)
- Такси-блюз (1990)
- Игла (1988)