Картинка

Иван Верховых

ДАТА РОЖДЕНИЯ: 9.3.1957
МЕСТО РОЖДЕНИЯ: Самойловка (Саратовская область)

Смотрим

Биография

Российский актер театра и кино, режиссер

Биография

Родом Иван Верховых из деревни Самойловка. По окончании средней школы отправился в Саратов, когда понял, что душа лежит именно к актерскому мастерству.

С успехом преодолев все экзамены, юноша поступил в театральное училище имени И.А. Слонова. Он был зачислен на курс Народного артиста СССР Юрия Петровича Киселева.

А в 1985-ом Ивана приняли в Щукинское театральное училище на режиссерский факультет. Обучение проходил на заочном отделении у педагога Бориса Захавы.

Театр

Сразу после получения диплома начинающий актер был приглашен в труппу Саратовского ТЮЗа, где прослужил 12 лет.

В 2003 году Иван Верховых устроился в Московский театр "Мастерская Петра Фоменко". О своем внезапном переезде в столицу он вспоминает: "Все произошло совершенно случайно: я поехал в Москву на вручение премии. Однажды мне позвонили домой и сказали: "Здравствуйте, вас беспокоит приемная президента России...". А я до этого был в Москве, у меня там друзья с юмором, любят розыгрыши. "Да знаем мы вашу приемную! - отвечаю. - Такая же приемная, как я - банно-прачечный трест!" "Да нет, Иван Иваныч, это серьезно. Вы получили премию комитета по культуре и искусству при президенте России. И должны через месяц приехать ее получить". Я говорю: "Ну, спаси-иии-ибо! Коне-ееееее-ечно! Обязательно буду. Привет Владимиру Владимировичу!" Ну, я не поленился, позвонил Краснову, он уже тогда работал во МХАТе. Говорю, Владимир Александрович, меня тут кто-то разыгрывает, узнайте там, пожалуйста, что за ерунда. Через день звонит - есть, говорит, такая премия. 10 тысяч долларов. Женя Миронов выдвигал, комитет поддержал. Все серьезно, приезжай.

Приехал. А тут Рустик Юскаев, наш давний саратовский друг, который уже тогда работал у Петра Наумовича, говорит: "Слушай, тут Фома взялся "Три сестры" ставить, пойдем к нему, я предложу тебя на роль Чехова...". Поговорили-поговорили, разошлись. На следующий день встречаю Краснова: "Не ходи, - говорит, - к Фоме, пойдем лучше к нам во МХАТ". До 4 утра уговаривал, но так и не уговорил. Пошли мы к Фоме. Пришли, поговорили, оказалось - очень много точек пересечения. Поначалу у меня и в мыслях не было оставаться в Москве. Думал, приеду, поставим "Трех сестер" и уеду. Но уезжать не было смысла: последняя надежда, связанная с театром АТХ, умерла еще году в девяносто четвертом-пятом. На чем держались дальше, вообще не известно. А здесь хоть и маленький, но театр. Театр-Дом".

Среди заметных театральных работ актера за последние годы - образ Толмача по роману Михаила Шишкина в постановке "Самое важное" Евгения Каменьковича, Сосед в "Волемире" по одноименной пьесе Фридриха Горенштейна, Энрик в "Школе жен" по произведению Жан-Батист Мольера.

Также Ивана можно увидеть на сцене в качестве актера и одновременно режиссера - постановка "Три сестры", где он играет Чебутыкина и ассистирует Петру Фоменко.

Режиссер

В 1988 году Иван Верховых создал в родном городе театр "Академия театральных художеств" (АТХ). Он стал главным постановщиком АТХ и его художественным руководителем. Спустя пять лет после основания театр получил статус официального.

На счету саратовского режиссера были такие спектакли, как "Эмигранты" по пьесе Славомира Мрожека, "Когда пройдет пять лет" по произведению Федерико Гарсии Лорки, "Незаживающий рай" по драме Владимира Казакова, "Почему я лучше всех?" по сказке-пьесе Даниила Хармса и многие другие.

Работы Верховых получали высокие оценки у жюри, критиков и зрителей на многочисленных фестивалях и конкурсах.

В 1994 году за постановку "Незаживающий рай" артист получил звание "Человек года", а в 1997-ом был приглашен в качестве почетного гостя на Эдинбургский фестиваль.

Однако к началу 2000-х годов городские власти потеряли интерес к театру, что привело к его распаду и исчезновению.

Театральные работы

Московский театр "Мастерская Петра Фоменко":

  • "Мастер и Маргарита", Финдиректор Римский
  • "Самое важное", Толмач
  • "Дом, где разбивают сердца", Вор
  • "Амфитрион", Меркурий
  • "Современная идиллия", Иван Иванович Гадюк-Очищенный, Семен Иванович
  • "Школа жен", Энрик
  • "Волемир", Сосед
  • "Три сестры", Чебутыкин

Кинематограф

В кино Иван Верховых дебютировал в 1983 году в короткометражном фильме "Анонимное письмо". Далее засветился в драмах "Сон господина Экономиди" и "Бедный Юрик".

"Исаев"

В 2009 году актер получил приглашение на роль Григория Федоровича Вахта в многосерийную картину "Исаев" режиссера Сергея Урсуляка. История о молодых годах легендарного литературного героя - разведчика Всеволода Владимирова, известного затем под именами Максим Максимович Исаев и Макс Отто фон Штирлиц.

Главных героев в к ленте сыграли - Даниил Страхов, Сергей Маковецкий, Полина Агуреева, Михаил Пореченков, Юрий СоломинНаталия Вдовина, Роман Мадянов, Константин Лавроненко, Андрей Смоляков, Ксения Раппопорт, Андрей Мерзликин.

Следующей работой артиста стал образ профессора Павловского в детективном сериале режиссеров Татьяны Архипцовой и Владимира Виноградова "Отблески".

"Раскол"

В кинолетописи Николая Досталя "Раскол" Верховых исполнил роль митрополита московского Павла Крутицкого. Это историческая эпопея про раскол русской церкви при царе Алексее Михайловиче.

Об одном из съемочных дней Иван рассказывает: "Мы снимались целый день, 12 часов сидели в яме с боярыней Морозовой (Юлия Мельникова. - Прим.Russia.tv), которую играла актриса театра Райкина. По сценарию ее наказали, и я уговаривал ее отказаться от своей веры и начать креститься тремя пальцами. И было холодно, дождь моросил, яма открытая. Я-то под рясу хорошо оделся, а она в одной рубашечке, и я ей из жалости в чай коньячок добавлял и потихонечку давал, она меня глазами благодарила.

А потом мы вместе ехали в поезде, и вдруг она говорит: "Иван Иваныч, подождите, это я с вами сегодня снималась, что ли? Я вас не узнала!" С чувством юмора у нее все в порядке, поэтому я ей сказал, что, наверное, это было глубокое внутреннее перевоплощение".

"Вычислитель"

В 2014 году артиста пригласили в фантастическую ленту Дмитрия Грачева "Вычислитель" российско-исландского производства. Он перевоплотился в Джоба.

Сюжет: десять заключенных, приговоренных к пожизненному изгнанию с планеты XT-59, отправляются в опасный путь через Саргассово Болото. Группа сразу делится на две части: Эрвин и Кристи идут на поиск Счастливых Островов, Юст ведет остальных к Гнилой Мели. Однако долгое время их маршруты практически совпадают.

В первый же вечер Эрвин понимает, что его должны убить - в прошлой жизни он занимал слишком высокий пост, и теперь он опасен для тех, кто пришел к власти. Выбрав в попутчицы Кристи, он сразу старается уйти подальше от остальных членов группы, чтобы обезопасить себя. На пути к Счастливым островам герои преодолевают массу препятствий. Цена этому - свобода и счастье.

"Меня пригласили совершенно непонятно, неожиданно. Меня нет в списках, моих фотографий нет в актерской базе данных. Но в данном случае меня взяли даже без проб. Я спросил: "Может быть, я не подойду? Может быть, все-таки пробы сделаем?". "Не надо, - говорит режиссер. - Я видел интервью с вами и мне этого вполне достаточно, - недоумевает Иван. - Фильм снимался в Исландии. Там история такая: есть некая фантастическая планета, какая-то хлябь. И гуманное государство не приговаривает к смертной казни, а высшая мера - это высылка: надо покинуть планету. А ее очень сложно покинуть: надо дойти до определенного места. Дойти очень сложно, потому что на пути монстры, чудовища".

О своем персонаже Верховых добавляет: "Я, скорее, положительный, потому что отрицательный герой там Винни Джонс, и он во всех смыслах отрицательный. Это голливудский актер, у него 40 с чем-то фильмов. Он бывший футболист, по-моему, в Chelsea играл. Прославился тем, что хватал нападающих, извините, за причинные места и прокручивал. Ему принадлежит мировой рекорд: однажды его удалили на третьей секунде. Как только прозвучал свисток, он сразу начал прокручивать. В итоге его из футбола изгнали, но он к этому времени был уже известной личностью и снялся в кино "Карты, деньги, два ствола", что-то такое". 

Партнерами Ивана Верховых по съемочной площадке были Винни ДжонсАнна ЧиповскаяЕвгений МироновАнна Попова, Никита ПанфиловКирилл КозаковВладас Багдонас, Алексей Колубков, Линда Нигматулина, Ирене Мускара, Петр Скворцов, Вальтер Гримссон.

Позже актер снялся в историческом проекте "Екатерина" в роли медикуса Карамальди, а в многосерийном фильме "Анна Каренина" преобразился в доктора.

В 2018 году артист сыграл Ахрименко в мистическом триллере "Лапси" Артема Аксененко. Популярная лента про группу ученых, которые отправляются в Карелию, чтобы найти источник опасной эпидемии.

Педагог

Иван Иванович передает свои знания детям и подросткам в музыкально-драматическом "Класс-центре" Сергея Казарновского.

О своих подопечных с гордостью рассказывает: "Два ученика, которые у меня играли главные роли, сейчас в труппе Фоменко. И это не потому, что блат, конкурс был серьезный, из множества претендентов в труппу взяли шестерых, из них двое - мои. Значит, что-то важное все-таки удается делать. Там же, в "Класс-центре", я поставил "Принцессу Турандот", были постановки по произведениям Туве Янсен, Гришковца, Козлова. Янсен я хотел ставить еще в Саратове, но не успел".

Озвучивание

Иван Верховых читал закадровый текст в документальном фильме 2008 года "Николай ll. Сорванный триумф" режиссера Евгения Крылова.

Личная жизнь

О личной жизни актера известно лишь то, что у него есть жена Лариса. У супругов - двое детей: Варвара и Матвей.

Дочь пошла по стопам отца. Она - выпускница Российского университета театрального искусства (ГИТИС) по специальности "артист музыкального театра". В 2016 году победила на конкурсе "Актерская лаборатория".

"Она прекрасно танцует, поет, играет на флейте, фортепиано, гитаре. Недавно у нее возникла идея пойти в оперные певицы. Голос у нее интересный, необычный, диапазон большой, но что из этого получится, я не знаю, поскольку ничего не понимаю в оперном искусстве", - поясняет артист.

Матвей учится в школе и с выбором профессии еще не определился: "Сын очень любит порядок, трудно сказать, кем он станет. Вообще не понятно, в кого он пошел, у нас в семье к чистоте относятся философски, а он постоянно наводит порядок: увидит бумажку, несет ее в мусорное ведро. Приехали отдыхать на курорт, он вместо того, чтоб купаться в море, принялся убирать пляж от окурков. А однажды выбросил в мусорное ведро семь тысячных купюр, которые Варвара копила на электрогитару и неосмотрительно оставила копилку на полу".

Интервью

О родном городе

"Я всегда воспринимал Саратов через театральную жизнь. Когда я жил здесь, у меня путь от Радищева до Братиславской, где располагался наш театр, занимал два с половиной - три часа. Знакомые и малознакомые люди останавливались и спрашивали, как дела у АТХ. И поэтому я всегда выходил на работу за 4 или даже 5 часов. А сейчас этот путь занимает 7 минут, потому что уже никто не останавливает и ни о чем не спрашивает. И сейчас я спектаклей не вижу, потому что бываю здесь только летом. Некоторые жалуются, что в Саратове плохо с театрами и интересного совсем мало, но я на слово верить никому не могу. Потому что и в наши времена тоже говорили, что в Саратове ничего нет и вся жизнь замерла. Хотя я думаю, что дело не в городе, а в общем театральном кризисе. Театр живет от революции до революции, когда меняется театральный язык. И последний, кто его поменял, - Анатолий Васильев. Это была, на мой взгляд, последняя театральная революция, с тех пор никаких потрясений не происходило".

Время АТХ

"С одной стороны, нам очень повезло со временем. Время было счастливое. Голодное, страшное, но наконец-то было многое разрешено. Представить себе, что можно такого Хармса поставить, в том виде, в котором у нас он был… И ничего тебе за это не будет… И можно играть… И этот сладкий запах свободы окрылял. Но, с другой стороны, то, что происходило в других сферах жизни, было чудовищно. Не повезло в том смысле, что люди решали глобальные проблемы - как украсть завод, как кого-то убить: этого, того или их двоих… Временщики, первоначальное накопление капитала… Смешно обращать на театр какое-то внимание. Должен был быть человек, который мыслит перспективой. Который увидел бы "Хармса" и понял, что спектакль можно возить по всему миру много-много лет. Все тогда хотели получить завтра, а лучше - сегодня.

Сейчас уже бывают такие чудаки. Например, увидел богатый человек дипломный спектакль Сергея Женовача и сказал: "Давайте я вам театр построю и буду вас содержать, только имя мое не афишируйте и не меняйте направление". И не вмешивается ни во что. Но это случилось году в 2010-ом.
А мы… К 1988 году у меня постепенно коллектив собрался: Сергей Ганин, Юрий Кудинов, Инга Монаенкова, Аня Афанасьева, Антон Кузнецов, Саша Файфман, супруги Комовы. Можно было затеять что-то серьезное. Собственно, это и произошло. А вот Файфман как раз хотел быть директором театра. Молодой, хрупкий мальчик… Я ему сказал: "Саша, ты прекрасный артист, тонкий, замечательный! Зачем тебе это надо?"…

Театральный выбор

"Я выбрал Фоменко, потому что по-человечески он был очень мне симпатичен, мне просто хотелось быть рядом с этим человеком. Великий человек Петр Наумович! Как режиссер он поставил несколько гениальных спектаклей. Последние 10 лет из-за здоровья ему было очень сложно, я пытался ему помогать. Началась наша работа с "Трех сестер", я помогал, как мог.

Было у меня еще предложение от Олега Павловича Табакова. Мы долго вели переговоры. К сожалению, про пьесы, которые я предлагал (это было лет пять назад), он говорил: "Это ты потом поставишь! А сейчас вот эту пьесу поставь!". Была пьеса для Табакова и Ольги Яковлевой, очень слабая, написанная газетно-телевизионным языком, высосанная из пальца, придуманная, никакого отношения к жизни не имеющая. Я долго над ней работал - она вся была в пометках. Потом я позвонил автору, мы договорились о встрече. Я говорю: "Только вы придите с экземпляром, у меня очень много пометок, замечаний". Он мне: "Я с компьютером приду и сразу все исправлю!". Я понял, что это не серьезно, потому что работы там было не меньше, чем на полгода, чтобы хоть что-то сделать достойное. Я сказал: "Ладно, как-нибудь в следующий раз!" и отказался ставить. Олег Павлович говорит: "Ну, тогда до лучших времен". И мы до лучших времен расстались. Потом я узнал, что он все-таки нашел режиссера для этой пьесы и в этом составе. Они начали репетировать, три недели порепетировали, сказали: "Но пьеса же полное говно!"...

Ностальгия по 90-ым

"Для каждого человека молодость - это прекрасное время. Но если говорить объективно… Ведь для кого-то это был крах, крушение, ломка ценностей, и это было ужасно для взрослых людей, которые потеряли работу. Но мы-то всю жизнь занимались театром и больше ничем. Я с 79-го года занимался с театральными студиями и помню, что тогда выгоняли за такие невинные вещи, как чтение стихов Евтушенко, Пастернака, Вознесенского, а не дай бог еще Мандельштама! Нас же заставляли делать какие-то концерты к памятным датам, мы могли читать стихи про Ленина, но если вдруг Пастернак, все, вон отсюда! А уж о том, чтобы ставить вещи, которые ты действительно хочешь, того же Хармса, которого я читал тогда в самиздатовском варианте, даже речи не шло. Так что перестроечному времени мы, конечно, благодарны, это было время надежд, думали, что-то может к лучшему измениться в этой стране. Но как написано в исторических сценах Казакова, еще цари говорили: нет, рано думать о свободе российской бедной стороне! Так что еще рано".

По материалам Википедии и сайтов: fomenko.theatre.ru, kino-teatr.ru, fn-volga.ru, fomenko-su.livejournal.com, theatre-atx.ru, om-saratov.ru.

Фильмография: Актер

Кадры

Авто-геолокация