Картинка

Георгий Штиль

ДАТА РОЖДЕНИЯ: 4.3.1932
МЕСТО РОЖДЕНИЯ: Ленинград (сейчас Санкт-Петербург)

Смотрим

В видео

Биография

Советский и российский актер театра и кино, народный артист России, педагог, писатель

Георгий Штиль родился в городе на Неве в польско-немецкой семье. В начале Великой Отечественной войны, в возрасте девяти лет Жору отправили в Башкирию.

"Отца не взяли на фронт из-за немецкой фамилии, но оставили в тылу, ведь он трудился на стратегическом оборонном предприятии. А меня, младшего брата Сашу, маму и бабушку отправили в эвакуацию в Башкирию. Пока мы добирались до села Надеждино, где пробыли всю войну, я пережил свой первый шок. Эшелон перед нами разбомбили. Все вокруг было усеяно трупами – не просто телами, а оторванными руками, ногами, головами. Мама закрывала мне глаза, но я все равно успел увидеть эту страшную картину и запомнил ее навсегда", – вспоминает Георгий.

После освобождения Ленинграда семья вернулась домой, мальчика приняли в лицей имени Пушкина: "Я окончил восемь классов и решил стать летчиком, но провалил (вот ирония!) экзамен по немецкому языку. Не знаю, почему так получилось. Ведь я неплохо говорил и по-немецки, и по-польски, сказывались мои корни с папиной и маминой стороны".

Тогда юноша поступил в мореходное училище, откуда его выгнали за драку с однокурсником. Год он проучился в машиностроительном техникуме, затем ушел в физкультурный. Но дальнейшее обучение прервала служба в армии.

"Школьником решил, что хочу быть спортивным тренером, и после восьмого класса поступил в физкультурный техникум. Со второго курса меня забрали в армию по спецнабору на четыре года. Обычно призыв проходит осенью и весной, но в 1952 году, когда уже началась холодная война, объявили дополнительный набор. Я прибыл в часть второго января, а не первого, как остальные новобранцы, и меня задержали на лишний год. Именно там, в Калининграде, где проходила моя служба в войсках ВВС, я впервые вышел на сцену. Отец очень любил Райкина и присылал мне в часть бандероли с его миниатюрами, а еще рассказы, басни. Я учил их наизусть и читал в Доме офицеров. Здесь со мной начинало твориться странное: исчезали стеснительность и зажимы (которые есть у меня до сих пор). Выступления производили фурор, хохотали все – и солдаты, и офицеры. Тогда я и понял, что
профессия мне нужна совсем другая - точно не тренера. После службы доучивался в физкультурном ради "корочки", чтобы затем поступить в театральный. Параллельно занимался самодеятельностью в Доме культуры", – рассказывает Штиль.

Будущий артист уехал в Москву, где поступил в школу-студию МХАТ, но столица его не привлекла: "Я наконец получил диплом и отправился на прослушивание, которое в тот год проводили в Ленинграде актеры МХАТа Грибов, Массальский и Тарасова. Боги! Почитал что-то и, к великой радости, получил приглашение в Москву, на туры. Приезжаю, мне дали место в общежитии на Трифоновской. Поднимаюсь в комнату, открываю дверь и вижу картину: за большим столом пьяный в зюзю человек. "Здрасте". – "Здрасте". – "Кто вы такой? Абитуриент?" – спрашивает. А я и слова-то такого не знал. "Чего?" –переспрашиваю. А он на стол завалился и уснул. Внизу, на полу, – полная бутылка бормотухи, на столе –еще одна, наполовину пустая. Это был Лелек Табаков. Наше знакомство тогда не состоялось, потому что, поступив, я "одумался" и возвратился в Ленинград. Москва мне совсем не понравилась. В те годы там творился полный беспредел: бандиты, ограбления, драки. В родном Питере было куда спокойнее".

В 1961 году Георгий Штиль окончил Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского. Курс вела педагог Елизавета Тиме, а его одногруппниками были Иван Краско, Александр Боярский, Станислав Ландграф, Ирина Вознесенская и Татьяна Тарасова.

Театр

После учебы начинающего актера приняли в труппу Ленинградского академического Большого драматического театра имени М. Горького. Дебютировал в спектакле "Моя старшая сестра" по пьесе Александра Володина. Георгий Антонович служит в театре БДТ по настоящее время.

На этой сцене он исполнил множество ролей: Расплюев в "Смерти Тарелкина", Добчинский в "Ревизоре", Роде в "Трех сестрах", Кинто в постановке "Ханума", Васька в спектакле "История лошади", Ведьма в "Макбете" и многие другие.

Среди его театральных работ в БДТ имени Г.А. Товстоногова за последние годы – "Что делать" по мотивам романа Н. Чернышевского – Павел Константинович Розальский, "Война и мир Толстого" – Митенька; Алпатыч, "Губернатор" по Л. Андрееву – рабочий Егор, "Люксембургский сад" – Янкелевич, "Алиса" – Додо.

О своих второстепенных ролях артист говорит: "Чацкого в БДТ играл Юрский, куда мне до него! Когда Товстоногов выпускал спектакль "Моя старшая сестра", где блистала Доронина, я играл маленькую роль абитуриента, он предложил мне читать басню. И я шутки ради говорю: "Давайте лучше монолог Чацкого". Мне казалось, это будет смешно: я маленький, некрасивый… Он не понял юмора, ответил: "Жора, посмотри на себя в зеркало". Через пять минут вызывает: "Выучите Чацкого!" В итоге, когда я выходил на сцену минуты на три и читал монолог, зал то и дело взрывался аплодисментами. Я всегда понимал, что не могу соревноваться с гениями, которые служили в БДТ, но ценил то, что со всего курса в труппу приняли лишь двоих – меня и Ваню Краско. Мы играли в спектакле "Бравый солдат Швейк" настолько смешно, что Георгий Александрович однажды чуть со стула не свалился – так хохотал.

В БДТ и сейчас трудно билеты купить, а в те годы люди ночевали у касс. Работы у меня всегда было очень много – и в БДТ был плотно занят, и на Ленконцерте, а еще кино, телевидение, радио, шефские концерты… Ролей я никогда не просил, но в любых – и в маленьких, и в больших – выкладывался по максимуму".

Помимо работы в Большом драматическом театре, артист задействован в спектакле "Операция "Развод", поставленном театром Эстрады имени Аркадия Райкина.

Театральные работы

  • "Моя старшая сестра", Поступающий в студию
  • "Четвертый", Гвиччарди
  • "Божественная комедия", Дирижер
  • "Снежная королева", Принц Клаус
  • "Горе от ума", Гость
  • "Карьера Артуро Уи", Зазывала
  • "Я, бабушка, Илико и Илларион", Ромул
  • "Три сестры", Роде
  • "Гибель эскадры", Паллада
  • "Пузырьки", Петя Нечитайло
  • "Мещане", Доктор
  • "...Правду! Ничего кроме правды!!!", Леонард
  • "Король Генрих IV", Пето
  • "Два театра", Монтек
  • "Третья стража", Человек в треухе
  • "Тоот, майор и другие", Почтальон
  • "Выпьем за Колумба!", Студент
  • "Ревизор", Добчинский
  • "Ханума", Кинто
  • "История лошади", Васька, Конюх
  • "Дачники", Актер-любитель
  • "Тихий Дон", Рыжий красноармеец
  • "Пиквикский клуб", Джо
  • "Наш городок", Ньюсем
  • "Мы, нижеподписавшиеся", Проводник
  • "Дундо Марое", Саади, Ростовщик
  • "Скорбящие родственники", Прока
  • "Иван", Федор
  • "Визит старой дамы", Сержант полиции
  • "Смерть Тарелкина", Расплюев
  • "Удалой молодец - гордость Запада", Майкл
  • "Амадеус", Бонно
  • "Макбет", Первая ведьма
  • "Мамаша Кураж и ее дети", Одноглазый
  • "Прихоти Марианны", Тибиа
  • "Отец", Сверд
  • "Федра", Терамен
  • "Перед заходом солнца", Винтер
  • "Борис Годунов", Человек из народа
  • "Веселый солдат", Старшина Шпатор
  • "Ложь на длинных ногах", Дядя
  • "Дорогая Памела", Джо Янки
  • "Двенадцатая ночь, или Как пожелаете", Фабиан
  • "Власть тьмы", Митрич
  • "Блажь!", Бондырев
  • "Дон Карлос, инфант испанский", Герцог Медина Сидония, Адмирал

Кинематограф

Георгий Штиль впервые снялся в фильме в 1959 году, сыграв эпизодическую роль солдата в картине "Молодость офицера". Затем создал образ слуги Федьки в мелодраме "Крепостная актриса" и пилота вертолета в фантастическом фильме "Барьер неизвестности".

О своих дебютных работах он рассказывает: "Мне было 29 лет, я учился на последнем курсе. Сыграл с Сашкой Боярским, своим закадычным другом (брат Михаила Боярского. – Прим. Russia.tv.), в фильме "Молодость офицера". Дальше последовали "Крепостная актриса" и очень много детских фильмов, после которых меня стали узнавать".

Следующей известной лентой с участием актера стала "Донская повесть", снятой режиссером Владимиром Фетиным. Речь в картине шла о временах Гражданской войны. Штилю в этой ленте досталась роль второго плана – персонажа по фамилии Зотов.

Герой Евгения Леонова – красноармеец Яков Шибалка, а его возлюбленная Людмила Чурсина – Дарья донская казачка, которая за власть белых. Девушка Якова Шибалока предает и его, и его красноармейский отряд. В отместку Яков ее расстреливает, но у них еще остается малолетний сын. Взаимоотношения отца и сына впоследствии становятся центром разыгравшейся на экране драмы.

"Женя, Женечка и "катюша"

Большая роль у Георгия получилась в военной мелодрамы "Женя, Женечка и "катюша" Владимира Мотыля, которая вышла на экраны в 1967 году. Его персонаж – командир подразделения, в котором служил Женя Колышкин. Лейтенант Ромадин по сюжету был вынужден постоянно вытаскивать Евгения из самых курьезных ситуаций.

Сюжет: Солдат Женя Колышкин, хрупкий интеллигент с Арбата, живущий в мире своих фантазий и прочитанных книг, никак не может вписаться в окружающую его страшную действительность. Он постоянно попадает в забавные переделки: то случайно заходит к немцам на Новый Год, то в бою его придавливает ящиком. Наконец, самое нелепое, что он мог сделать, так это влюбиться в связистку полка. Ведь ни для кого не секрет, какой у нее характер! Хотя, чего только не случается на войне...

В ленте снялись: Олег Даль, Галина Фигловская, Марк Бернес, Любовь Малиновская, Михаил Кокшенов, Павел Морозенко, Владимир Ильин.

"Новогодние приключения Маши и Вити"

Артист запомнился зрителям по роли Лешего в музыкальной сказке "Новогодние приключения Маши и Вити". Это был один из немногих фильмов, в котором ему досталась главная роль – Лешего.

Два отважных школьника – Маша и Витя – решают найти Снегурочку и освободить ее из плена Кащея. А злодей, прознав про их план, подсылает к ним своих помощников - Бабу-Ягу, Лешего и Кота Матвея. Эта компания должна во что бы то ни стало остановить отважных мальчика и девочку...

На съемочной площадке были заняты: Наташа Симонова, Юра Нахратов, Николай Боярский, Любовь Виролайнен, Михаил Боярский, Валентина Кособуцкая, Игорь Ефимов.

"Эта сказка - одна из моих любимых работ. Я могу ее хоть каждый день пересматривать. После премьеры на меня обрушилась настоящая слава. Дети узнавали в метро, на улицах. "Мама, смотри, Леший идет", – слышалось со всех сторон. Меня часто просили выступить в этой роли на вечерах и утренниках", – поясняет Штиль.

Также за плечами Георгия яркие персонажи в таких детских фильмах, как: "Старая, старая сказка" –телохранитель, "Три толстяка" – придворный, "Туфли с золотыми пряжками" – разбойник, "Снегурочку вызывали?" – скоморох, "Сказка про влюбленного маляра" – Водяной, "Питер Пэн" – пират Старки-Белоручка, "Реальная сказка" – Леший.

Далее артист снялся в лентах - "Меня это не касается", "Сибириада", "Шла собака по роялю", "Трое в лодке, не считая собаки", "Будьте моим мужем", "Опасный возраст", "Остров сокровищ", "Макар-следопыт" и многих других.

В советском кинематографе Штиль снимался не часто. Так продолжалось и в российском кино вплоть до 1998 года. Когда его пригласили в многосерийный фильм "Улицы разбитых фонарей". Актер предстал перед зрителями в образе Кефирыча – полковника, управляющего Межрайонным УВД города Санкт-Петербурга.

Георгий играл в сериале на протяжении 5 лет. Единственное, что расстроило артиста – создатели проекта не сообщили ему об увольнении, Георгия просто не пригласили на съемки нового сезона.

В другом милицейском сериале – "Убойная сила" ему отвели роль тестя лейтенанта Василия Рогова, которого изображал Андрей Федорцов. Киногерой Георгия был сварлив и больше всего на свете любил свой красненький "Запорожец".

Среди заметных работ актера того периода можно отметить: "Империя под ударом", "Ниро Вульф и Арчи Гудвин", "Черный ворон", "Русские в городе ангелов".

"Мастер и Маргарита"

В 2005 году Георгий Штиль получил приглашение от Владимира Бортко в экранизацию романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Он перевоплотился в заведующего буфетом в театре-варьете.

Судьба самого известного романа Михаила Булгакова сложилась непросто, зато у читателей он имел безусловный успех и покрыл имя писателя бессмертной славой. Текст буквально растаскан на цитаты, на основе романа создано несколько театральных постановок, в том числе в Театре на Таганке, и только киноверсии до сих пор преследовал злой рок.

В главных ролях снялись: Александр Галибин, Анна Ковальчук, Олег Басилашвили, Александр Абдулов, Александр Баширов, Александр Филиппенко, Сергей Безруков, Кирилл Лавров, Валентин Гафт, Владислав Галкин, Александр Адабашьян, Александр Панкратов-Черный, Валерий Золотухин, Роман Карцев, Илья Олейников, Нина Усатова.

Мистическая картина "Мастер и Маргарита" была удостоена Специального приза Международного фестиваля FIPA, который проходил в январе 2007 года во французском Биаррице.

К 2018 году в фильмографии Штиля свыше 200 десятков ролей в различных кино- и телепроектах: "Юнкера", "Северный ветер", "Сердце капитана Немова", "Хлебный день", "Хозяйка тайги", "Гаишники", "Шаман-2", "Шерлок Холмс", "Колодец забытых желаний", "Следователь Тихонов", "Крылья империи".

Озвучивание

Помимо работы в кино и театре, артист занимается дубляжом фильмов. Он озвучивал такие картины, как: "Впервые замужем", "Тростинка на ветру", "Вердикт", "Выстрел в лесу", "История солдата", "Ольга и Константин", "Мастер и Маргарита".

Педагог

Георгий Антонович имел опыт в преподавании. Он трудился в Балтийском университете. О своих студентах рассказывает: "Год назад позвонил мне замечательный человек и артист Петр Сергеевич Вельяминов: "Жора, хочешь со мной работать? Даю тебе первый курс в Балтийском университете". И я не смог отказаться. Теперь мучаюсь с этими ребятами: какие-то они разболтанные, безответственные. На занятия опаздывают или вовсе не приходят. Даю задание: подготовить рассказ Чехова. Так они месяц ищут этот рассказ! Понимаю, обучение платное, и надо еще деньги зарабатывать. Но ведь и в наше время было так же: мы с друзьями по ночам разгружали мешки с мукой – каждый мешочек по семьдесят кило! – однако занимались, как черти, фанатично. Само собой, нынешняя молодежь свободная, не чета нам, но им бы еще научиться правильно распоряжаться этой свободой, поменьше "якать" да побольше учиться.

Любая творческая профессия - это прежде всего талант к учебе. Я уже давно перестал быть в труппе новичком, а никогда не считал для себя зазорным брать уроки у корифеев. Помню, Луспекаев часто повторял: "Сколько у тебя сегодня есть сил, на столько и играй. Тут экономить нельзя".

Писатель

В 2016 году актер выпустил книгу под названием "У меня все роли - главные!", в которой рассказал читателям занимательные истории своей творческой деятельности. В планах народного артиста России выпустить второй том воспоминаний.

Личная жизнь

Артист был дважды женат. С первой супругой Риммой познакомился у редактора "Ленфильма" Светы Пономаренко: "В шестидесятые у нее собирался весь цвет литературы, кино, телевидения Ленинграда и Москвы. Она была очень гостеприимной и настоящей интеллектуалкой. Света приятельствовала с Василием Шукшиным и поддерживала тесную связь со всеми молодыми талантливыми авторами. В гости к Свете захаживал и я. Компания была интереснейшая – выпивали, спорили, обсуждали премьеры, книги, спектакли. Не скрою, там было на кого засматриваться: на посиделки приходило много красивых женщин. На одном из таких вечеров увидел будущую жену и сразу на нее, что называется, запал. Но я был скромным и подойти к ней постеснялся. Потом оказалось, что и Римма обратила на меня внимание и стала расспрашивать у Светы, что это за мужчина. Римма работала на "Ленфильме" художником-декоратором".

Через год влюбленные официально узаконили свои отношения. Римму и Георгия объединяла не только профессия, но и пристрастие к футболу, они поддерживали команду "Зенит". Они прожили вместе 40 лет. Детей у пары не было. В 2000-х Римма Павловна тяжело заболела, перенесла инсульт, а затем ее не стало.

В одном из интервью Георгий признается: "У нас все было так хорошо, что я не заметил, как пролетели сорок совместно прожитых лет. С Риммой мы вместе работали на картинах, и жена, как ни избита эта фраза, была моим надежным тылом. Жаль, что счастья отцовства я так и не испытал. Римма не могла иметь детей, несмотря на это никогда не думал уйти от нее. Конечно, мне очень хотелось сына или дочку, думаю, каждый человек мечтает о своем продолжении. Но я смирился".

Однако 75-летний актер через год снова женился – на враче-остеопате Лиане. Вместе супружеская пара живет и по сей день: "Я влюбился. Второй раз в жизни. Лиана, жена-грузинка, – мой телохранитель. Готовит потрясающе. И как врач гораздо талантливее меня как актера".

Георгий дружит с дочерью жены от первого брака и двумя ее детьми, часто бывает в Финляндии, где живут внуки.

Подробности личной жизни Георгий Штиль рассказал в программе "Судьба человека с Борисом Корчевниковым" на телеканале "Россия 1".

Интервью

О характере

"Да уж мой взрывной характер вредил мне не раз. Я ведь смолоду такой. В армии старшина поставил меня мыть лестницу, но чтоб не сверху вниз, а снизу вверх. Я тут же, недолго думая, этой тряпкой и заехал ему по физиономии. Он бегом к командиру, а я – к своему Малофееву: "Бей мне в глаз!" Тот как саданет! И я с этим фингалом тоже к командиру: "Меня старшина ударил! Рукоприкладство!" Потому что иначе загремел бы я под трибунал как миленький...

Не в моем характере просить или интриговать. Само собой, главная роль лучше второй или третьей. Но я своих маленьких ролей никогда не стеснялся. В Голливуде стать хотя бы номинантом на "Оскара" за роль второго плана огромная честь. Или вот в старом МХАТе был артист Артем, который не сыграл ни одной главной роли, но лучше его Фирса в "Вишневом саде" я просто не знаю.

Да и зрительской любовью я не обделен. Давным-давно был у меня такой случай. Лето, жара. Беру бидон, иду за пивом. В одной бочке кончилось, в другой тоже. Наконец, чуть живой, дотащился до третьей, а там огромный хвост. Ну, встал в очередь, маюсь вместе со всеми. Вдруг сзади кто-то хлоп по плечу: "Ты последний?" Оборачиваюсь: алкаш. Только глянул на меня и сразу: "Я тебя узнал. Ты – артист! Но почему-то играешь всегда таких..." Тут он, конечно, вставил непечатное слово. Я онемел. А он улыбается: "Да ты не переживай. Мы ж понимаем: это режиссеры, такие-рассякие, подсовывают тебе роли, а человек ты хороший, наш". И мне сразу стало так легко, что уже и никакого пива не надо. А бывает, прямо на улице подходят: "Здравствуйте! Ну как там у нас на заводе?" То есть человек помнит меня в лицо и даже настолько, что я для него вроде как свой, из родного коллектива. Так что же может быть дороже?".

Однолюб

"С одной стороны, это верность друзьям, близким, профессии, работе. Значит, хорошо. Но это и отказ от возможности попробовать себя в чем-то другом, а для артиста такое плоховато. Впрочем, я и не считаю себя артистом.

Ну, в том смысле, что не приемлю артистической жизни – ресторанов, поклонниц... Я совсем другой человек. Считаю, что у меня такая же профессия, как у любого другого, будь то каменщик или инженер. Всю жизнь работаю без выходных и отпусков. И переходы из театра в театр, переезды из города в город для меня тоже "актерство". Хотя только из БДТ сколько ушло народа – Татьяна Доронина, Олег Борисов... Или Булдаков: не получилось у него в БДТ – уехал в Москву и, гляди, теперь народный! Правильно сделал? Да. Но я уж такой, какой есть. И, слава Богу, в этом не одинок. Вот ведь Паша Луспекаев был: сниматься в кино – хоть за тридевять земель, а из родного театра ни ногой.

​Я родился в Питере, на Кировском проспекте, и просто не могу себе представить, как бы я жил в другом городе. А театр! Да когда меня, выпускника театрального института, приняли в БДТ, я заплакал. Товстоногов спрашивает: "Ты чего рэвешь?" А я отвечаю: "От счастья".

О любимом театре

"Окончил я вуз почти в тридцать и вытянул счастливый билет: еще во время учебы нас с Ваней Краско взяли в Большой драматический театр. С тех пор я так и служу здесь, больше пятидесяти шести лет. В наш театр влюбился сразу и бесповоротно. Еще третьекурсником попал на репетицию знаменитого спектакля "Идиот" с Иннокентием Смоктуновским в главной роли. Наш преподаватель Игорь Горбачев провел человек шесть студентов мимо охраны и посадил на галерке, чтобы Товстоногов не заметил. (Он не выносил присутствия посторонних во время работы). Удивительно, но у Смоктуновского князь Мышкин не получался. "Это не артист! – кипятился Товстоногов. – Найдите мне другого!" Спасла будущую звезду наш педагог Роза Сирота. "Дайте мне две недели", – попросила она Георгия Александровича. Не знаю, как она смогла перевернуть роль за такое короткое время. На следующей репетиции режиссер был уже доволен и игрой, и артистом.

БДТ открыл многих моих коллег и сделал их звездами. На наши спектакли люди ехали со всей страны. Билеты раскупались в день продажи. Это и сейчас так. Меня Товстоногов тоже воспитывал. На первых спектаклях постоянно ругал: "Жора, я вас не слышу". Тогда микрофоны на сценах театра не использовали, и мы должны были постоянно тренировать голос.

Придя в БДТ, я ловил каждое слово старших коллег. Вокруг были звезды: Луспекаев, Копелян, Полицеймако, Лавров, Стржельчик, Лебедев, Макарова, Шарко. Я так ими восхищался, что каждому готов был бегать за водкой, и они этим пользовались. Но Товстоногов любил дисциплину. Поэтому строго наказывал тех, кого видел на сцене подшофе. Со мной этого, правда, никогда не было".

О детских фильмах

"Я всегда любил сказки и с удовольствием на них соглашался. Ведь в сказке можно было "протащить" даже самые смелые мысли и идеи. И никакая комиссия или худсовет не придерутся. В обычном фильме отрицательный герой не мог нравиться зрителю, а рабочий не мог быть дураком. Помню, как на закрытом просмотре фильма с Леней Быковым "Зайчик" первый секретарь обкома партии орал: "Почему у вас трактор такой грязный?!" Эти слова щедро перемежались матом.

Я снимался в фильме "Зайчик" в опасной сцене. На стрелке Васильевского острова нас с Леней бросали в Неву, в которой плавали два водолаза, чтоб поддерживать актеров снизу в воде. Был ноябрь, все промерзли до костей, мы с Быковым были еще и абсолютно мокрыми. В перерывах нас сушили феном и поили лимонным ликером для сугрева. В итоге последний дубль мы играли совершенно пьяными, как не потонули – загадка.

Так вот, во "взрослом" фильме могли придраться к чему угодно, а в сказке было можно все. Взять хотя бы "Новогодние приключения Маши и Вити". И мой Леший, и Кот Матвей, и Баба-яга получились симпатягами. К тому же всем сшили ультрамодные костюмы, Миша Боярский ходил в рваных джинсах и пел рок. В каком серьезном фильме это возможно?

Когда режиссер Игорь Усов предложил роль Лешего, я очень обрадовался. До этого уже снимался в нескольких его фильмах, и опыт игры сказочных героев у меня тоже был. На телевидении я перевоплощался и в водяного, и в прочую нечисть".

Эпизодические роли

"Когда меня спрашивают, не обидно ли играть в эпизодах, я отвечаю: "Нет!" Артист остается артистом, даже если роль без слов. Тем более что за полвека работы я не только снимался в эпизодах, но и участвовал в знаменитых постановках БДТ: "Король Генрих IV", "Ханума", "Макбет", "История лошади", "Тихий Дон", "Борис Годунов", "Блажь!" – перечислять их можно долго.

Конечно, бывало и грустно. Я тайно мечтал о роли Генриха IV, которого великолепно играл Сергей Юрский. Но какой из меня король? Типаж и рост не поменяешь. Были и трудные голодные времена, в девяностые актерам практически не платили. Утром я, выгуливая собаку, всегда имел при себе сумку, чтобы бутылки собрать. Так и жили.

Но уйти из профессии никогда и не думал. Видимо, за эту верность судьба до сих пор награждает меня ролями, концертами, поездками. Я бываю на кинофестивалях, выступаю не только перед обычным зрителем, но и в тюрьмах перед заключенными, к слову, они задают самые интересные вопросы. В 2001 году я получил звание народного артиста России. И в современном кино тоже пригодился. Снимался в новом "Шерлоке Холмсе" с Андреем Паниным. Мне очень нравилось играть тестя Васи Рогова в сериале
"Убойная сила".

Знакомство с Высоцким

"В "Интервенции" мы снимались с Высоцким, с которым еще до нашего с ним знакомства… подрались! Вышло так, что Зина Славина, ведущая актриса Театра на Таганке, пригласила меня на свой спектакль "Добрый человек из Сезуана". А я опоздал, вбежал в фойе, когда уже прозвенел третий звонок. Навстречу идут два мужика – один с гитарой, другой с аккордеоном. Тот, что с гитарой, вдруг дал мне коленом под зад, я развернулся и вцепился ему в горло. Это был Володя Высоцкий. А второй –Золотухин.

Вроде как нечего в театр опаздывать! Проходит несколько месяцев, мне звонит режиссер Геннадий Полока и говорит: приезжай на съемки, хочу дать тебе роль французского солдата. Когда подписывал договор, вошел Высоцкий. Мы узнали друг друга, засмеялись, обнялись. Не сказать что с Володей мы были друзьями, но общались часто. Как-то я бросил ему в сердцах: "Ваша дрянная Москва…" – "Что?! А ну-ка пошли!" Усадил меня в свой автомобиль и показал старую Москву: двухэтажные домики, поленовские дворики… Я обалдел. "Нравится?" – "Нравится. Извини, беру свои слова обратно".

Премии и награды

  • Лауреат премии "Признание" фонда под­держ­ки де­я­те­лей искусства "Артист" (2017)
  • Лауреат театральной премии СПб "Золотой софит" в номинации "За творческое долголетие и верность театру" (2013)
  • Награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени (2009)
  • Медаль Пушкина (2004)
  • Народный артист России (2001)
  • Заслуженный артист РСФСР (1987)

По материалам Википедии и сайтов: russia.tv, kino-teatr.ru, 7days, peoples.ru, 24smi.org, bdt.spb.ru, fb.ru, tele.ru.

Фильмография: Актер

Кадры

Авто-геолокация