Картинка

Елена Лядова

ДАТА РОЖДЕНИЯ: 25.12.1980
МЕСТО РОЖДЕНИЯ: Моршанск, Тамбовская область

Смотрим

В aудио

Биография

Елена Лядова родилась в тамбовской области в семье военнослужащего. Когда Лене исполнилось шесть лет, она с родителями переехала в подмосковный город Одинцово. 

Посмотрев как-то музыкальный фильм "Карнавал" с Ириной Муравьевой в главной роли, девочка решила стать актрисой. В одном из интервью Лядова поделилась воспоминаниями: "Мне хотелось петь, как она, а все пусть смотрят на меня и плачут". Говорит, что в другой профессии себя не представляла.

Окончив школу, Елена отправилась штурмовать театральные вузы Москвы. Девушка провалилась на первых же турах во ВГИКе и в театральном институте имени Щукина, куда так мечтала попасть. Зато фортуна улыбнулась ей в стенах знаменитой "Щепки" при Малом театре. "Я занималась с репетитором, педагогом из Школы-студии МХАТ, он подобрал мне репертуар. Я была не знакома с театром, не имела представления, где и на кого учат, и поступала во все театральные институты. Щепкинское училище было единственным, куда меня приняли", - пояснила Лядова.

С педагогом из Щепкинского Риммой Солнцевой у актрисы сложились очень теплые отношения. "У Ленки огромная сила воли, - отмечала Римма Гавриловна. - Вот представьте: она жила в Подмосковье и каждый день ездила на учебу на электричке. Часто случалось, что расписание поездов сбивалось, она опаздывала, а я - педагог очень строгий: если ученик не пришел вовремя, не пускаю на занятия последующие две недели. Выставляла Лядову за дверь. Однако у нее есть, чему поучиться: жила далеко, но всегда тащила на себе огромный реквизит для этюдов - банки с огурцами, гладильную доску, чемоданы… 

А потом, чтобы не опаздывать, переехала в общежитие. Видно было, что девочка хочет работать. Но первые два курса ее не брали ни в один спектакль. Я поняла, что если сейчас ее не подтянуть, Лена так и не раскроется как актриса. Тогда у меня была идея поставить спектакль "Двое на качелях". Это очень сложная пьеса, и уверенности в том, что Лядова сможет вытянуть ее, не было.

В итоге я пошла на риск. Устроила Лене и ее однокурснику Сереже Загорельскому испытание - предложила им во время летних каникул приезжать ко мне на дачу на репетиции. Выдержат - значит, выйдет из них толк, а на нет и суда нет. Так вот ребята каждый день к десяти утра приезжали, и мы занимались до позднего вечера. А ведь им и погулять хотелось…" 

Общими усилиями Лядова вытащила пьесу и даже получила за нее премию на молодежном конкурсе. Потом со спектаклем "Двое на качелях" начинающая артистка успешно показывалась в театры.

Сама Елена так рассказала о своих студенческих годах: "Я жила в общежитии на 3-ей Тверской-Ямской, хотя могла бы продолжать жить и дома. Я же подмосковная девочка, из Одинцово, полчаса езды – и ты на Белорусском вокзале. Но мне хотелось такой театральной, студенческой жизни. Там я нашла друзей, с которыми иду по жизни до сих пор".

Театр

Еще студенткой Елена Лядова устроилась на работу в Московский театр юного зрителя. Сначала она воспринимала этот этап в своей карьере как нечто временное. Однако впоследствии актриса настолько прониклась энергетикой ТЮЗа и худрука Камы Гинкаса, что задержалась там на 10 лет.

Елена вспоминает: "У меня было просто фантастическое предложение в Питер, в сам БДТ – с предоставлением квартиры (представьте!), талонов на питание, повышенного актерского разряда и прочих благ. Я просто чувствовала себя маленькой такой Алисой Фрейндлих. Но выбрала ТЮЗ: потому что мама жила в Москве, мне не хотелось от нее уезжать. Да и Москва мне ближе Питера. Потом, это же ТЮЗ – с Генриэттой Яновской и Камой Гинкасом".

Поэтому, закончив в 2002 году высшее театральное училище имени Щепкина, Лядова стала постоянным членом труппы детского театра. В разные годы она исполнила роли в таких спектаклях, как: "Два клена", "Золотой петушок", "Счастливый принц", "Оловянные кольца", "Свидетель обвинения", "Сны изгнания", "Роберто Зукко", "Трамвай "Желание".

В 2012 году актриса покинула театральную сцену и с головой погрузилась в кинематограф. 

Кино

Карьера в кино для Елены Лядовой началась в 2005 году и сразу с удачного старта: с ленты режиссера Алексея Учителя "Космос как предчувствие". Эта драматическая история людей, живущих в закрытой стране и мечтающих о космосе без границ, основана на реальных событиях. 

Дальше были роли в мелодраме Екатерины Шагаловой "Собака Павлова" и в комедии Андрея Прошкина "Солдатский декамерон", принесшие актрисе первую известность.

"Братья Карамазовы"

В 2009 году на экраны вышел сериал Юрия Мороза по одноименному роману Достоевского "Братья Карамазовы". В фильме Елена сыграла скандальную и порочную Грушеньку. По словам актрисы, ее героиня живет в каждой женщине: "Я не смотрела ни одну из экранизаций картины. Не знаю, хорошо это или плохо. Мы вместе с режиссером создавали мой образ Грушеньки с нуля. Сравнивать мне было не с чем, поэтому я отталкивалась только от прочитанного и от собственного представления о том, какой она должна быть…Моя героиня - это обыкновенная женщина, где-то даже очень несчастная. Думаю, моя Грушенька в той или иной степени есть в любой женщине".

"Братья Карамазовы" были настолько тепло восприняты зрителями и критиками, что имя Лядовой, согласно опросам, вошло в десятку самых ярких молодых талантов.

"Елена"

Из последующих ролей Елены Лядовой стоит выделить драматическую ленту Андрея Звягинцева "Елена", представленную на Каннском фестивале в 2011 году. За роль дочери главного героя в этом фильме актриса была удостоена "Золотого орла" и "Ники" в номинации "Лучшая женская роль второго плана". 

Главные роли в картине исполнили Андрей Смирнов и Надежда Маркина.

Андрей Звягинцев: "В "Елене" многие увидели борьбу богатых и бедных, причем богатые, считая себя пострадавшей стороной, делают из фильма своего рода манифест - дескать, надо делать заборы повыше, с бойницами для пушек. Я снимал фильм о другом. Меня интересовала внутренняя перемена в этой женщине, Елене, которая действует инстинктивно, как животное, защищающее свое потомство. Меня интересовал нравственный вопрос".

О работе с прославленным режиссером актриса отзывается так: "Отличительная черта Андрея — умение создавать атмосферу без особых красочных объяснений артисту. Он предлагает ему окунуться в тот мир, который у него устроен. Андрей очень чутко относится к артисту и не посягает на его свободу. И именно такой способ работы — в соавторстве с режиссером — мне больше нравится".

"Географ глобус пропил"

Знаковым фильмом в карьере Елены Лядовой стала картина Александра Велединского "Географ глобус пропил", взбудоражившая российскую общественность в 2013 году. Там актриса играла жену главного героя и вновь получила "Золотого орла" и "Нику" за лучшую женскую роль. 

Елена Лядова: "Безусловно, очень рада получить "Нику". Для меня было большим удовольствием работать в такой потрясающей команде. Александр Велединский, Константин Хабенский, Александр Робак – настоящие мастера своего дела!".

Лента создана по одноименному роману Алексея Иванова. В центре сюжета - молодой учитель географии Виктор Служкин, отягощенный безденежьем и семейными проблемами. Устроившийся в школу от нечего делать, вскоре он начинает активно участвовать в жизни ребят. Однако ни учителя, ни школьники совершенно не воспринимают его всерьез.

"Секрет "Географа" очень прост: все себя там узнают. Нам всем — каждому по-своему — близко то, чем живут эти герои. История Служкина в исполнении Кости Хабенского — это история простого человека с его простыми проблемами. С кризисом среднего возраста, наверное, но у кого его нет?" — говорит актриса об успехе фильма и отзывается о своей героине: "Я сыграла в "Географе" обычную русскую бабу, ищущую и жаждущую любви — это вообще главное женское качество. Универсальный типаж — поэтому ее и полюбили, наверное".

"Пепел"

В октябре 2013 года на телеканале "Россия 1" состоялась премьера многосерийной детективной исторической саги Вадима Перельмана "Пепел", в котором Елена исполнила одну из главных ролей. Режиссер создал на экране очень точный актерский ансамбль, что во многом определило успех картины.

Актриса рассказывает: "Пепел" – это оригинальная история о непростой судьбе троих человек, о сплетении их судеб. Главные герои – персонажи Машкова и Миронова – по сюжету меняются своими жизнями, своими биографиями в прямом смысле этого слова. И жена Игоря Петрова становится супругой Пепла не по любви, а под давлением обстоятельств, которые создали наши герои. В центре получается любовный треугольник, жертвой которого все-таки является женщина. Это человеческая история, окутанная военной атмосферой. Потому как рассказ в "Пепле" не о войне, а о взаимоотношениях между людьми. Не знаю, чем он отличен от других, но надеюсь, что нам удалось представить свежий взгляд на события тех времен…

Герои любят Риту за то, что она - преданный, искренний и неподдельный человек. Потому что она - не предатель и до конца остается со своим мужчиной. Пепел ее и завоевывает так долго именно потому, что видит в ней эти качества…

"Левиафан"

В роли "обычной русской женщины" выступила Лядова и в самой громкой ленте отечественного кинематографа 2015 года "Левиафан". В этой социальной драме Андрея Звягинцева также сыграли Алексей Серебряков, Владимир Вдовиченков, Роман Мадянов, Анна Уколова. Фильм был включен в программу Каннского фестиваля, где получил приз за лучший сценарий. Кроме того, картина была удостоена премии "Золотой глобус" в категории "Лучший фильм на иностранном языке" и даже была номинирована на "Оскар-2015".

Авторская интерпретация истории библейского Иова изложена на материале современной России. В центре истории — живущий на севере Николай, который вместе с отцом построил дом и мастерскую. Но его нормальная жизнь рушится под влиянием судьбы.

И вновь актриса с теплотой отзывается о работе с Андреем Звягинцевым: "Встреча с таким режиссером — большое счастье для актера. Интересный человек, глубокий. Работа с ним — это не просто съемки, это повод погрузиться в размышления о мире, о себе, о человеке, о вечном".

О своей героине Елена сказала: "Меня заинтересовала героиня. По-моему, она ищет своего Бога, и, кажется, даже нашла. Это — любовь. А еще она хочет показать окружающим выход из той действительности, в которой они живут… 

Для меня, для артистки Лены Лядовой, Лиля — это собирательный образ русской женщины. С непростой судьбой и жаждой жить — несмотря ни на что. Моя Катерина в "Елене" тоже была собирательным образом, но женщин помоложе — дерзких, непримиримых, тоже жаждущих жить, но не таких покорных и не готовых страдать. Обе эти роли — вехи для меня как для актрисы… 

"Левиафан" в любом случае останется зарубкой на мне. Это тот случай передозировки личного вложения, когда материал заставлял меня всю дрожать. Не частично, не одним левым или правым полушарием, а всем моим существом. Это такая роль, которая предоставляет тебе возможность диалога с самой собой. Да и темы, которые заложены в этом фильме, заставляют повернуть свой мозг, зашевелить все душевные струны". 

"Измены"

Творческий союз с Вадимом Перельманом продолжился для Лядовой в 2015 году: она снялась в драматическом многосерийном фильме "Измены". Невероятная история молодой женщины, у которой был муж и трое любовников. В сериале рассказывается о том, что происходит с судьбами людей, которые и которым изменяют. Картина завоевала премию Ассоциации продюсеров кино и телевидения  в номинации "Лучший мини-сериал".

Елена Лядова: "Моя героиня — это женщина в чистом виде, противоречивая, сама не знающая, чего хочет. Мы хотели сделать ее максимально живой, обычной даже. Показать не лакшери, а самую бытовую женщину, которая при этом попала в такой марафон событий со своими любовниками...   
Это что-то вроде пособия для женщин, упакованное в форму сериала. Современная, актуальная история". 

"Орлеан"

В 2015 году актриса получила приз ММКФ "Серебряный Георгий" за роль Лидки в фильме Андрея Прошкина "Орлеан". В этой черной комедии Елена исполнила первую в своей кинокарьере гротескную роль: яркой, эксцентричной, не разборчивой в связах парикмахерши Лиды, отправившей, по выражению героя Виктора Сухорукова, на тот свет целый детский сад. 

Елена Лядова вспоминает: "На съемках мы хулиганили на всю катушку. В сценарии у Юрия Арабова моя парикмахерша Лидка описана как "звезда местного разлива". Эта чудесная ремарка и стала решающей для придумывания образа. Прошкин хотел подстричь меня для этой роли. Но я предложила Андрею пойти на компромисс, придумать парик. В процессе примерки мы с ним поняли, что париков должно быть много, ведь Лидка может себе позволить быть разной. Она очень яркая. При этом узнаваемая… Действие фильма происходит в провинциальном российском городке, где все погрязли в грехе. И когда туда приезжает Экзекутор, становится ясно — за все свои грехи придется отвечать. Экзекутора играет прекрасный Виктор Сухоруков, большой мастер".

"Лена была первой, о ком я подумал, когда решил, что буду снимать эту картину, — сказал Андрей Прошкин. — Мы уже работали с ней много лет назад, и с тех пор я мечтал повторить этот опыт, тем более, что с того момента она превратилась в большую актрису. Серьезным артистам в России не хватает драматургического материала, и я рад, что у Лены была такая роль, как в "Орлеане", которая, я надеюсь, немного поменяет впечатление о возможностях Лены как актрисы".

"То, что я хотела донести, — быть максимально близкой к мысли сценариста Юрия Арабова. Работать над этой картиной мне было интересно до жару. А любую работу, которой горишь, — ее всегда хочется сделать на сто процентов, - отмечает Лядова.

…Мне очень нравится жанр картины "Орлеан", который его создатели сформулировали как "фантасмагорию греха". Я и жизнь так воспринимаю: фантасмагория греха с элементами радости…"

"Довлатов"

В феврале 2016 стартовали съемки биографического фильма "Довлатов" Алексея Германа-младшего, в котором занята Елена. Эта история не только о Довлатове - она также о людях, благодаря которым он стал великим писателем: о будущей жене Елене, дочери, друге Иосифе Бродском и о многих других. А еще эта история и о времени, и о Ленинграде, который в то время был центром замечательной литературой и театральной жизни.

Интервью

Актриса признается, что участие в интервью для нее — вынужденная повинность. Материально оно не мотивировано, поэтому Елена предпочла бы этому занятию — любое другое: скажем, проводить любимого человека на вокзал.

О кино, о своих ролях и о профессии:

"Сейчас время фильмов-пилюль, таких таблеток антиглупина, трезвости, любви. На сегодня мой главный критерий — полезное кино или нет. Потому что веселое и грустное есть, а вот полезного — мало". 

"Каждое кино снимается для определенной аудитории, просто люди порой попадают не на свои сеансы".

"Идеальное кино – это хорошее кино. Когда ты сопереживаешь и ни о чем не думаешь. Сопереживаешь всему в картине. Когда ты полностью в нее погружаешься и уходишь после фильма перевернутый. C мыслями".

"Я люблю яркие роли: острохарактерные, хорошо написанные, нескучные. А что еще артисту нужно? Мне интересен материал, который позволяет себя пробовать в разных гранях, искать, фантазировать".

"Первая "человеческая" роль у меня была в сказке, где я играла принцессу. Вылезала из сценического люка. Сидела под сценой в одиночестве, ждала, прислушивалась, когда дойдет до меня очередь изображать принцессу. А потом выпрыгивала вся в бантах, красивая… Такая наша работа — вовремя выскочить из люка… И на красную дорожку".

"После того, как мы с Андреем Звягинцевым торжественно прошествовали по каннской дорожке на премьеру "Левиафана", мне пришлось вернуться в Крым на съемки к Андрею Прошкину и залезть в собачью конуру – в фильме "Орлеан", который мы там снимали, есть такая сцена. Я сама над собой смеялась: вчера ты шла по Каннской лестнице на каблуках, в прекрасном платье, улыбалась, щелкали затворы фотокамер, а сегодня сидишь на четвереньках в грязной конуре. Это и есть актерская работа… Как качели: сегодня блещешь, а завтра под брандспойтом стоишь и мерзнешь на крыше. Это нормально, мы выбрали эту профессию. И я не жалуюсь". 

О режиссерах:

"С режиссерами — как и в отношениях со всеми людьми. Мы ведь все принюхиваемся друг к другу, как собаки. Мы все окутаны какими-то биополями, энергиями, и они делают всю работу за нас, выбирают для нас тех, кого надо, и те места, какие надо".

"Режиссер создает атмосферу на съемочной площадке, это очень важно для самоощущения актеров. Атмосфера значит очень и очень многое. Но и это не самое главное. Наша профессия заключается в том, чтобы в любых обстоятельствах, даже при отсутствии взаимной любви, делать хорошо свою работу. Мы не должны зависеть от чьей-то любви или нелюбви. Но мне как женщине, как актрисе нравится ощущать эту любовь. Я чувствую себя более полноценно, уверенно".

О себе:

"Со своими душевными переживаниями я вместе с космосом справляюсь и без помощи специалиста. Я - сама себе аналитик. Понимаете, актерская профессия кое в чем граничит с психологией, потому что посвящена изучению человека, природе его отношений с себе подобными и миром в целом. У меня есть свои психологи — Достоевский, Чехов, Тарковский... Мы, актеры, с первого курса наблюдаем за людьми, разбираем причинно-следственные связи". 

"Я обычный человек и не отношу себя к определенному типу. Маску пушистой барышни не собираюсь надевать: да, я вспыльчивая, иногда хочется и кассу в магазине перевернуть. Я всегда стремлюсь к тому, чтобы руководствоваться чувствами, но при этом контролировать себя. Это моя работа над собой: хочу стать лучше, сдержанней, миролюбивей". 

Об участии в ток-шоу:

"Я отказывалась. Просто я не умею хорошо кататься на коньках, петь и так танцевать, чтобы публично это демонстрировать. А терпеть на лице пластический грим несколько часов подряд — вообще пытка. Хотя я отлично отношусь к тем, кто принимает в таких программах участие, по-моему, у них здорово получается. Честно".

О своих интересах:

"Архитектура, живопись. История заинтересовала вдруг, хочется сделать из нее выводы. Возможности человеческого мозга, тела, наши сверхзадачи. Я читаю про информационные, космические технологии, экологичные виды транспорта".

О любви:

"Это дар небес, который помогает нам стать лучше. При этом мы часто хотим изменить человека, который рядом с нами. Я влюбилась в прекрасного, мягкого, добрейшего, лучшего для меня мужчину. Зачем мне его переделывать? Нас меняет жизнь. А люди друг друга не должны менять. Мы можем лишь согревать своей любовью, помогать друг другу развиваться, не унывать, не идти на дно, обрести в каком-то смысле крылья". 

"Жизнь одна, не хочется ее никому дарить. В ней бывают взлеты и падения, и надо как-то проще относиться и к тому, и к другому. Падения и разочарования даже полезны: они помогают не расслабляться и не думать о себе слишком много. Конечно, нужно себя любить и значимости добавлять себе порой, но не дутой. А что до врагов… Я даже не представляю, кто может быть недоброжелателен ко мне. Я ими не интересуюсь, я с ними не живу. А живу с теми, кто меня любит. И вот это самое важное".

По материалам Википедии и сайтов: kino-teatr.ru, woman.ru, vokrug.tv, 7days.ru, 24smi.org, glamour.ru, interviewrussia.ru, eg.ru, HELLO.RU, trud.ru, psychologies.ru, elle.ru, all-stars.su, livestory.com, glamour.ru, sovsibir.ru, lenta.ru, online.68news.ru, lady.mail.ru.

Награды

  • Приз за лучшую женскую роль на фестивале "Амурская осень" (2006, за фильм "Собака Павлова")
  • Премия "Золотой орел" в категории "Лучшая женская роль второго плана" (2012, за фильм "Елена")
  • Премия "Ника" в категории "Лучшая женская роль второго плана" (2012, за фильм "Елена")
  • Приз за лучшую женскую роль на VI кинофестивале "Восток & Запад. Классика и Авангард" в Оренбурге (2013, за фильм "Географ глобус пропил") 
  • Приз за лучшую женскую роль на 21-м фестивале российского кино в Онфлере (2013, за фильм "Географ глобус пропил")
  • Премия "Золотой орел" в категории "Лучшая женская роль в кино" (2014, за фильм "Географ глобус пропил")
  • Премия "Ника" за лучшую женскую роль (2014, "Географ глобус пропил")
  • XXII кинофестиваль "Виват кино России!" (Санкт-Петербург) — приз "За лучшую женскую роль" ("Географ глобус пропил")
  • Премия "Белый слон" Гильдии киноведов и кинокритиков России за лучшую женскую роль (2014, "Географ глобус пропил") 
  • Премия "Золотой орел" за лучшую женскую роль (2015, "Левиафан")
  • Премия "Белый слон" Гильдии киноведов и кинокритиков России за лучшую женскую роль (2015, "Левиафан") 
  • Премия "Ника" за лучшую женскую роль (2015, "Левиафан")
  • Приз "Серебряный Святой Георгий" за лучшую женскую роль на XXXVII Московском международном кинофестивале (2015, "Орлеан") 
  • Премия ТЭФИ за лучшую женскую роль (2016, телесериал "Измены") 

Фильмография: Актриса

  • Что делать женщине, если у нее два любовника, а выбрать нужно одного (2022), сериал
  • Неличная жизнь (2022), сериал
  • Батя. Полная версия (2021), мини-сериал
  • Вне себя (2021), сериал
  • Исчезающие следы (2020), сериал
  • Батя (2020)
  • Псих (2020), сериал
  • Молоко птицы (2020)
  • Случайный кадр (2019), сериал
  • Тварь (2019)
  • И-сайдер (2019) 
  • Презумпция невиновности (2018), сериал
  • Довлатов (2018)
  • Рубеж (2017)
  • День до... (2016)
  • Орлеан (2015)
  • Измены (2015), сериал
  • Левиафан (2014)
  • Везучая (2013)
  • Пепел (2013), сериал
  • Географ глобус пропил (2013)
  • Время Синдбада (2012), сериал
  • Соло на саксофоне (2012)
  • Я дождусь (2011)
  • Отрыв (2011), сериал
  • Инкассаторы (2011), сериал
  • Биение сердца (2011)
  • Плен страсти (2010)
  • Метель (2010)
  • Крыса (2010)
  • Когда зацветет багульник (2010)
  • Елена (2010)
  • Московский дворик (2009), сериал
  • Любовь на сене (2009)
  • Любка (2009)
  • Исчезнувшие (2009)
  • Возвращение Синдбада (2009), сериал
  • Бубен, барабан (2009)
  • Братья Карамазовы (2009), сериал
  • Защита (2008)
  • Изгнание (2007)
  • Завещание Ленина (2007), сериал
  • Солдатский декамерон (2005)
  • Собака Павлова (2005)
  • Космос как предчувствие (2005)

Кадры

Авто-геолокация