Картинка

Наталия Фиссон

ДАТА РОЖДЕНИЯ: 11.5.1964
МЕСТО РОЖДЕНИЯ: Ленинград (Санкт-Петербург)

Смотрим

Биография

Наталия Фиссон училась в мастерской Г.А.Товстоногова в Ленинградском театральном институте. В нем же она окончила аспирантуру по направлению сценического движения.

"Сперва я поступила в институт на Моховой на эстрадное отделение. То, что меня перевели с эстрады на режиссуру к Товстоногову, было исключением из правил. Георгий Александрович, как можно догадаться, был к тому времени очень болен и не часто приходил на курс. Но эти встречи я запомнила на всю жизнь.

На первых порах студентов-режиссеров не подпускают к актерам, и они сами играют в отрывках друг у друга. Нас на курсе было только две девчонки, и мне приходилось играть чуть не каждый день. И что играть?! Горького – "Мать" или "Дети солнца", Чехова, Островского. Сейчас, конечно, сложно представить, что в моей жизни такое было. Когда Вадиму Фиссону, моему однокурснику и в то время супругу, ампутировали уже вторую ногу, мне пришлось уйти из института. Было не до того.

Но потом ведь надо было все-таки получить диплом… В общем, я поучилась на четырех разных курсах, так что в театральном институте на Моховой у меня больше всего сокурсников. Официально я выпускница актерского класса Ефима Падве. А потом я еще училась в аспирантуре, работала над темой "Походка как способ работы над персонажем". Но когда открылся "Комик-трест", какая уж тут диссертация", – вспоминает Фиссон.

В 1996 году получила американский диплом в "Broadway Dance Center", а затем английский – в "Clown School of Fillip Golie", Наталия вернулась на родину.

"Мыслей о том, чтобы жить и творить за границей у меня никогда не возникало. Потому что заграница – это интересно и красиво. Но родной Петербург – еще краше. И только здесь хочется творить, Родина вдохновляет", – говорит Фиссон.

Кроме того, она получила диплом в Институте гуманистической психологии в Дании, что дало ей возможность преподавать на тренингах и курсах, развивающих в человеке лидерские качества.

Театр

Первый опыт творческой карьеры Наталия получила в театре "Лицедеи", когда пришла туда 15-летним подростком.

"Я там училась, скромно участовала в постановках насколько позволяли студийцам. Мы тогда еще считались студийцами – это были Антон Адасинский, Анвар Либабов, я. Мы входили в такую группу при театре, но это была грандиозная школа и опыт. Я бесконечно благодарна Славе Полунину за то, что он сделал для мира: трасформировал понятие "клоунада" – это не просто цирк. А это такой особый уникальный театр, такой язык – очень разный", – утверждает Наталия.

С 1991-го работает в театральном товариществе "Комик-Трест", основанное актрисой и ее мужем Вадимом Фиссоном.

На ее счету десятки успешных ролей в таких постановках, как: "Сэконд хэнд", "Crazy Moon", "Белая смерть", "Антоний и Клеопатра", "Белая история", "Спам для фюрера","Чушь во фраке", "Опасные связи: Постскриптум", "Здравствуй...Опа! Новый год" и многих других.

"Я бы назвала нас счастливчиками. 1991 год, с которого отсчитывает свою историю "Комик-Трест", был очень благоприятным для театра. Тогда был взрыв – новые направления, новые жанры. "Совковая" система уходила в прошлое, открывая невероятные просторы. Коллектив мог бесплатно обосноваться в центре города, в здании какого-нибудь бывшего суда, как это сделал "Комик-Трест". Такой халявы никогда потом не было..., – признается артистка. – Тот жанр, в котором работает "Комик-Трест", мне настолько близок, что никогда у меня не было тоски по большой драматургии. Истории, которые мы рассказываем, словно растут из нас, "из позвоночника".

Процесс рождения спектакля настолько захватывает, что мы даже не понимаем и не помним, кто что придумал, настолько это захватывает. Кто-то сделал какое-то движение, кто-то ляпнул что-то смешное, а кто-то в это время включил грустную музыку. А потом на спектакле весь зал плачет или смеется над этим, потому что каждый прочитывает в этом нечто близкое себе".

Комедийный театр стал дипломантом Высшей национальной театральной премии "Золотая маска", был награжден премией правительства Санкт-Петербурга "За создание самобытного и высокопрофессионального репертуара", другими престижными театральными премиями.

В 1994–1996 годах выступала в составе немецкого театра Pomp Duck and Circumstance, в признанном одним из лучших шоу в Европе. Сотрудничала с такими режиссерами, как Пьер Билан (руководитель Burlesk Center в Швейцарии), Дэвид Чайне (постановщик Fool Moon на Бродвее).

Кинематограф

Кинодебют Наталии состоялся в 1991-ом. Ее первой работой стала социальная драма Надежды Якушевой "Как хорошо, когда...". Потом были роли в фильмах: "На тебя уповаю", "Никотин", "Танец смерти", "Странные мужчины Семеновой Екатерины".

"Улицы разбитых фонарей"

В 1998 году артистка сыграла криминального авторитета по прозвищу "Просто Мария" в популярном сериале "Улицы разбитых фонарей" режиссера Александра Рогожкина. 

Криминальный телевизионный фильм о рабочих буднях сотрудников 85-го отделения петербургской милиции. Главные герои – Казанова, Ларин, Дукалис, Соловец и Волков – обычные оперативники, которым не чуждо ничто человеческое. У каждого, помимо работы, есть и личные дела, проблемы, заботы.

Но как бы ни была опасна и тяжела работа без выходных, праздников и материального поощрения, на то они и настоящие "менты", чтобы не изменять присяге и своей совести!

Ключевыми персонажами в этом проекте были: Юрий Кузнецов, Александр Лыков, Алексей Нилов, Александр Половцев, Сергей Селин, Михаил Трухин, Виктор Бычков, Андрей Краско.

В 2000-е Наталия после некоторой паузы вновь появляется на телеэкране: Миссис Карлайл в сериале "Ниро Вульф и Арчи Гудвин", Таня в "Повелителе эфира", бизнес-леди Ада Тарковская в фильме "Самые счастливые", госпожа Алена Поликарповна Саврасова в комедии "Шекспиру и не снилось".

"Небо и земля"

Фиссон перевоплотилась в одну из главных героинь Анну в мелодраме "Небо и земля", снятой режиссером Виктором Сергеевым.

Действие сериала разворачивается в вымышленном российском городе Сурдянске, внутри компании "Авиаком". Главные герои – сотрудники местного аэропорта: пилоты, стюардессы, таможенники. 

У каждого из них хватает проблем в личной жизни, а тут еще то двигатель у пассажирского самолета загорится, то записки с угрозами во время полета обнаружатся, то вместо поисковой собаки обезьяну пришлют. Одним словом, зрителям скучать не придется...

Ее партнерами по съемочной площадке стали: Екатерина Гусева, Владимир Вдовиченков, Мария Голубкина, Александр Балуев, Елена Ксенофонтова, Алексей Шевченков, Дарья Михайлова, Владислав Галкин.

"По этапу"

В 2008 году актриса снялась в фильме английского режиссера Тома Робертса "По этапу". С участием зарубежных и российских звезд – Томас Кречман, Вера Фармига, Даниэль Брюль, Натали Пресс, Ингеборга Дапкунайте, Текла Ретен, Евгений Миронов, Татьяна Яковенко, Джон Малкович, Андрей Федорцов, Патрик Кеннеди, Джон Линч.

Зима 1946 года. Совсем недавно закончилась Вторая мировая война.Группу пленных немцев по ошибке привозят не в тот лагерь. Измученные солдаты попадают в лагерь под Ленинградом, которым управляет женщина. Этот перевалочный пункт предназначен для жен, матерей и дочерей врагов народа, которых везут в ГУЛАГ.

Перед руководством ставят задачу – найти среди немцев офицеров СС. Начинается жестокий отлов фашистских руководителей. Но проходит некоторое время, и одинокие несчастные женщины начинают смотреть на бывших врагов совсем по-другому. Они понимают, что солдаты – обычные люди, которые не очень-то и хотели воевать, а тем более убивать. В этом страшном месте, где нет никаких надежд на будущее, начинает зарождаться настоящая любовь между мужчиной и женщиной.

Позже Наталия играла в таких проектах, как: "Морские дьяволы-3", "Маяковский. Два дня", "Огни притона", "Все к лучшему", "Улицы разбитых фонарей-15", "Тайны следствия-16", "Родные пенаты" и других.

"Крик тишины"

Артистка получила приглашение на съемки военной драмы Владимира Потапова "Крик тишины". Фильм снят по повести Тамары Цинберг "Седьмая симфония". В прокат картина вышла в 2019 году. Ее героиня – старушка.

Блокадный Ленинград. Февраль 1942 года. Заканчивается самая страшная блокадная зима. Невыносимый голод и холод. Нина Воронова совсем отчаялась. Ее трехлетний сын Митя ослабел, а карточки на хлеб уже отоварены на два дня вперед. Последняя надежда – эвакуация. Но с маленьким детьми не берут. Тогда женщина идет на чудовищный шаг – эвакуируется, оставив сына одного в промерзшей квартире.

Во время налета мальчика спасает девочка-подросток Катя Никонорова. У самой Кати никого не осталось – отец погиб на фронте, мама недавно умерла от голода. Они с малышом никому не нужны.

Девочка выдает Митю за своего брата и обещает себе сделать все, чтобы Митя выжил. Несмотря ни на что…

Исполнители главных ролей этой ленты: Алина Саргина, Артем Быстров, Светлана Смирнова-Марцинкевич, Владимир Меньшов, Надежда Маркина, Лев Гиршов, Людмила Егорова, Сергей Паршин, Мария Кононова, Александр Жданов.​

Телевидение

В 2006 году Наталия Владимировна пришла в программу "Энергичные люди" как ведущая. Передача посвящена проблемам инвалидов.

"Мы – театралы, работаем в комичном жанре и далеки и от телевидения, и от жанра серьезного ток-шоу", – считает актриса.

Однако, поразмыслив, она вместе со своим мужем согласилась на съемки в проекте.

Озвучивание

Заслуженная артистка РСФСР принимала участие в озвучивании фильма "Шизофрения".  Ее голосом заговорила Дарья Каболова, которая исполняла роль Даши.

Также в 2018 году она озвучивала анимационную ленту по мотивам трех сказок Гофмана "Гофманиада".

Педагог

Кроме того, Фиссон получила диплом в Институте гуманистической психологии в Дании. Она преподает на курсах по тренингу, развивающих в человеке лидерские качества. Учит женщин быть стильными, хорошо двигаться и владеть своими эмоциями в Self-Made Style School. 

Благотворительность

С 2007 года Наталия вместе со своим мужем Вадимом занималась благотворительным проектом "Театр – доступная среда".

"Театральное товарищество "Комик-трест" занимается проектом "Театр – доступная среда". Его придумал худрук нашего коллектива Вадим Фиссон. Как человек, прикованный к инвалидному креслу, он понимал, насколько важно, чтобы люди с ограниченными возможностями имели возможность выходить за пределы своих квартир и жить насыщенной жизнью.

Мы поддержали Вадима. И к нам в "ЛенЭкспо" на премьеру спектакля "Спам для фюрера" привезли людей с разными физическими ограничениями из разных учреждений города. Помню, как парень в инвалидной коляске лет 17 после спектакля сказал, что первый раз был в театре и что он понял, для чего театры нужны... Мы хотим, чтобы все люди, живущие в культурной столице, имели возможность понять, почему Петербург носит этот статус, а учреждения культуры становились доступными для горожан.

Театр "Комик-Трест" старается проводить акции в рамках проекта "Театр – доступная среда" несколько раз в год. Причем ориентированы они не только на людей с ограниченными возможностями, но и на тех, кто не может позволить себе поход в театр по экономическим соображениям", – рассказывает атристка. – Например, есть многодетные семьи, в которых мама не может купить всем детям билеты в театр даже за 200 рублей, потому что это создаст пробоину в экономике всей семьи. Поэтому мы стали пропагандировать введение дней, когда в петербургские театры можно сходить бесплатно. И нас наконец-то услышали. Важно, что комитет по культуре стал оказывать нам поддержку".

Интервью

Об образе

"Не могу сказать, что я последовательно работала над имиджем, лепила саму себя. Это результат случайностей. Репетируя роль в спектакле "Чушь во фраке", я перестала быть блондинкой, перекрасившись в коньячный цвет. Потом мы работали над "Белой историей", и нужно было придумать цвет для моей героини Инфанты. Поскольку там говорится о королевской власти, важен был цвет, с одной стороны, безобидный, а с другой – чтобы к финалу он мог символизировать расправу, казнь, революцию. Мы выбрали рыжий. Это цвет клоунский, королевский, и тогда еще не запятнанный политическими ассоциациями.

Моя подруга привела к нам на спектакль людей, занимающихся политическим пиаром. Им очень понравилось, они пересматривали "Белую историю", что-то помечали в блокнотах. И случилась первая "оранжевая революция".

Работа на телевидении сформировала имидж окончательно. Приглашая меня вести передачу на телеканале СТО, мне почему-то радостно так сказали: "Наташа, оранжевый цвет – это прекрасно, это наш цвет!" И еще я думаю, что свою роль в закреплении этого образа сыграл наш серый пасмурный город, в котором так ощутима нехватка яркого".

О персонажах

"Бывало, что моих героинь воспринимали неотрывно от меня, как в случае с фильмом "Странные мужчины Семеновой Екатерины". Один известный продюсер утверждает, что решил изменить свою жизнь и переехал в начале 90-х в Питер, посмотрев это кино. Понял, что должен жить в городе, где есть такие девушки.

Но чаще всего я далека от своих персонажей. Имидж – это ведь маска, от которой иногда хочешь отдохнуть. Не скажу, что у меня разительный контраст: на людях, дескать, я такая яркая-веселая, а дома – депрессивная, впадаю в печаль и хандру. Нет, я позитивно отношусь к миру, но оптимист я в меру".

Премии и награды

  • "Самая яркая актриса" фестиваля петербургских театров-студий
  • "Лучшая молодая актриса" фестиваля эстрады "Под крышами Санкт-Петербурга"
  • Премия киностудии "Ленфильм" за "Лучшую роль года"
  • Премия "За лучшую женскую роль" Международного Театрального Фестиваля Балтийский Дом
  • Приз журнала "Marie Claire"
  • Приз "Женщина-стиль" журнала "ELLE"
  • Премия Правительства Петербурга "В области литературы и искусства"
  • Премия Международного фестиваля "Мастер класс"
  • Премия "За лучшую роль" фестиваля "Рождественский парад"
  • Номинант премии "За лучшую женскую роль" фестиваля "Золотая маска"
  • Почетный житель городов Ватерворд и Колорадо-Спрингс (США)
  • Заслуженная артистка Российской Федерации (2005)

По материалам Википедии и сайтов: kino-teatr.ru, vokrug.tv, ptj.spb.ru, comic-trust.com, fb.ru, ok-inform.ru, topspb.tv.

Фильмография: Актриса

  • Я на перемотке! (2022)
  • Двойной эспрессо (2022)
  • Крик тишины (2019)
  • Странники терпенья | Strangers of the Patience (2018)
  • Родные пенаты (2018)
  • Тайны следствия-17 (2017), сериал
  • Мышеловка на три персоны (2017)
  • Все к лучшему-2 (2017), сериал
  • Тайны следствия-16 (2016), сериал
  • Улицы разбитых фонарей-15 (2015), сериал
  • Все к лучшему (2015), сериал
  • За кефиром (2013)
  • Кто, если не я? (2012)
  • Формат А4 (2011), сериал
  • Огни притона (2011)
  • Маяковский. Два дня (2011), сериал
  • Морские дьяволы-3 (2009), сериал
  • Шекспиру и не снилось (2007)
  • Луна в зените (2007)
  • По этапу | In Transit (Великобритания, Россия) (2006)
  • Самые счастливые (2005)
  • Арфа и бокс (2005)
  • Повелитель эфира (2003)
  • Небо и земля (2003), сериал
  • Ниро Вульф и Арчи Гудвин (2002)
  • Агентство (2002), сериал
  • Гольфстрим под айсбергом (2001)
  • Улицы разбитых фонарей-1 (1998), сериал
  • Недотепы (1996)
  • Последнее дело Вареного (1994)
  • Пляска смерти | Dance Macabre (США, Россия) (1993)
  • Никотин (1993)
  • Шагреневая Кость (1992)
  • Странные мужчины Семеновой Екатерины (1992)
  • На тебя уповаю (1992)
  • Цензуру к памяти не допускаю (1991)
  • Как хорошо, когда... (1991)
  • История одной провокации (1990)
  • Бакенбарды | Sudeberns (1990)

Кадры

Авто-геолокация