Профилактика Спортивно-познавательная акция "Велоночь"

16 июля 2013, 18:00

Персоны

 

ПОЛЯКОВ: У нас в гостях Сергей Александрович Никитин – российский историк, культуролог, действительный член Русского географического общества, доцент кафедры теории и истории культуры РУДН. Но сегодня мы будем говорить с ним как с основателем проектов Москультпрог и Московская архитектурная велоночь.

НИКИТИН: Добрый вечер, друзья.

ПОЛЯКОВ: И Мария Никитина – генеральный продюсер Велоночи.

НИКИТИНА: Здравствуйте.

ПОЛЯКОВ: Велоночь проходит с 20 на 21 июля 2013 года, «Маяк» там является главным информационным спонсором, и это нам приятно и почетно.

САВЕЛЬЕВ: Хотя бы пару слов, что это, откуда это возникло?

НИКИТИН: Это штука, которую мы придумали уже семь лет назад. Изначально это всё родилось как не то чтобы шутка, а как эксперимент, потому что до этого момента мы были известны в Москве серьезными искусствоведческими, архитектурными проектами, прогулками прежде всего. Мы ходили очень медленно, изучали дворы, изучали колонны и прочее…

ПОЛЯКОВ: Вы - это кто?

НИКИТИН: Проект Москультпрог. Дело в том, что Велоночь - это такая дочка, уже большая дочка, которая стала немножко даже больше Москультпрога, и нас это немного пугает. Ей семь лет, а Москультпрогу уже шестнадцать. Москультпрог родился еще в университетские годы, мы стали в какой-то момент в Москультпроге делать прогулки с очень хорошими, суперисследователями, с людьми, которые изучают историю кино в Москве, историю промышленности. Как будто бы это университетское занятие, но оно вышло за пределы аудитории, и люди просто гуляют. Мы называем это прогулками, мы не называли это экскурсиями, потому что слово «экскурсия» вызывает довольно скучные ассоциации. Потом это всё росло, росло. И потом – велосипеды… Так получилось, что первый раз в Москве на велосипеде в сознательном возрасте я катался ночью. Мне настолько понравилось – пустой город, можно ехать по Садовому кольцу посередине, прекрасный воздух, люди вокруг…

ПОЛЯКОВ: Настолько пустой город был семь лет назад?

НИКИТИН: Да, да, на Садовом кольце в четыре утра где-то в июле действительно практически никого не было.

ПОЛЯКОВ: Поэтому велоночь, а не велодень?

НИКИТИН: Да, хотя первый был велодень. Первый был действительно велодень – за год до велоночи, в 2006-м, по-моему, году мы с моим коллегой Михаилом Шифриным, историком, решили рассказать историю Ходынского поля. Оно бесконечно, оно колоссально. То, что мы сегодня знаем как Ходынку, - капелька в море. Потому что Октябрьское поле – это на самом деле продолжение Ходынского. И мы решили рассказать всё. А как рассказать всё, если там просто из конца в конец чтобы пройти, это часа два с половиной? Нам хотелось очень много рассказать. И мы сели на велосипеды. Многие из друзей впервые тогда купили велики. А потом родилась Велоночь. И все мои коллеги ближайшие сказали, что это абсолютно бредовая идея - смотреть город ночью. Мне это очень нравилось, и я сказал: ну, раз мне это нравится, давайте попробуем. Всем понравилось.

САВЕЛЬЕВ: Шесть лет назад. Вы в Интернете все между собой сконнектились и…

НИКИТИН: Нас почему-то называют интернет-проектом. Хотя у нас всё абсолютно в оффлайне происходит. Только, по-моему, два года назад правительство Москвы стало выделять нам баннеры, билборды и прочее, до этого всё было как-то очень просто. Просто рассказывали, сарафанное радио, где-то написали в Интернете - и пошло.

САВЕЛЬЕВ: Маша, сложно сейчас организовать Велоночь? Сколько человек участвует, что происходит? Что будет ночью с 20 на 21 июля на «Маяке»?

НИКИТИНА: Количество участников такого рода мероприятий регламентировано в городе, поэтому мы приглашаем менее пяти тысяч человек. Все они должны быть зарегистрированы на нашем сайте velonotte.com, после чего им приходит регистрационное письмо, и только за сутки до мероприятия они узнают, где будет сбор и во сколько начинается Велоночь.

ПОЛЯКОВ: Эта Велоночь будет посвящена 120-летию Маяковского?

НИКИТИН: Да, совершенно верно.

ПОЛЯКОВ: То есть это найдет отражение и в тематике, само собой, и предположу, что и в маршруте?

НИКИТИН: Год назад мы получили письмо, потрясающе приятное письмо от старшего научного сотрудника Музея Маяковского, который нам сообщил, что мы все с большим удовольствием ездим к вам на Велоночь, а в следующем году у нас юбилей Владимира Владимировича, надо обязательно это как-то отпраздновать. И он написал, что Маяковский бывал в Париже, Маяковский любил Нью-Йорк. В Париж мы не собирались, в Нью-Йорке мы уже отстрелялись, у нас уже была Велоночь в Нью-Йорке. В Лондон его не пустили. Таким образом, оставалось только одно – посвятить Маяковскому московскую Велоночь. Но тут мы как-то сели своим оргкомитетом и подумали: это так скучно и вряд ли бы понравилось Маяковскому, если бы мы, как крохоборы, ездили по Москве и говорили: вот здесь он прочитал свое первое стихотворение, здесь он увидел впервые Лилю Брик… Нам показалось это именно крохоборством, недостойным личности Владимира Владимировича Маяковского. И поэтому мы подумали, что надо «отвезти» Маяковского туда, где он никогда не был, на юг Москвы. Всё, что мы будем видеть там, построено после его смерти, то есть начиная с 30-х годов: Чертаново, Сабурово и прочие-прочие места. Нам кажется, что сама вот эта футуристическая идея, которая в Маяковском очень сильна, и его, естественно, строчки «Я знаю - город будет» – вот мы туда и поедем, в эти сады, на этот юг.

ПОЛЯКОВ: Будет рассказ про те места, которые вы посетите, и при этом как-то это будет совмещаться с рассказом про Маяковского?

НИКИТИН: Мы будет читать стихи Маяковского, для этой цели мы выбрали самые лучшие стихи из архивов, архивов фирмы «Мелодия», а с другой стороны, мы попросили артистов Московского театра Маяковского начитать их любимые стихотворения, а также нескольких любимых наших радиоведущих попросили почитать стихи Маяковского. Эти стихи будут звучать в трансляции радио «Маяк». Потому что – мы не сказали главного – вы не только наши спонсоры информационные, вы фактически едете с нами, а мы едем с вами: все участники Велоночи едут с радиоприемничками, и в этих радиоприемничках как раз таки им рассказывается история того или иного места, им читаются стихи, им советуют: поверните направо, поверните налево, посмотрите прямо, посмотрите под колеса. Вот так всё, собственно, и происходит.

ПОЛЯКОВ: Вы свои пять тысяч набрали? Или регистрация все еще открыта?

НИКИТИН: У нас еще открыта регистрация. Есть еще полтора дня для того, чтобы зарегистрироваться, записаться.

ПОЛЯКОВ: По пути прилепиться можно? Без регистрации?

НИКИТИНА: Нельзя.

НИКИТИН: А зачем это делать? Если вы зарегистрируетесь, вы получите подарки. Вы получите карту Велоночи, вы получите бейджик, вы получите даже значки. У нас есть друзья питерские, которые делают специальные значки, и первые пятьдесят человек, которые приедут и зарегистрируются, получат эти очень красивые деревянные значки, например с изображением Маяковского.

НИКИТИНА: Майки. А еще очень важно, мы вместе с фирмой «Мелодия» и с театром Маяковского подготовили диски «Владимир Маяковский. "Послушайте!"» в авторском, классическом и современном исполнении. Они буквально сегодня вышли у нас. Это абсолютный эксклюзив, это не для продажи.

НИКИТИН: Не для продажи, а для Велоночи.

Смотрим

Популярное видео

Авто-геолокация