Вести.net Эфир от 17.11.2012
Привет, планета, это программа Вести.net. Главная, наверное, тема недели – удивительное, в 24 часа, увольнение одного из самых важных людей в Microsoft, а, значит, и в мире хайтека в целом.
Президент подразделения Windows и Windows Live в Microsoft Стивен Синофски покидает компанию. Похоже, это событие можно назвать самой громкой отставкой года. Внутри Microsoft Стивена Синофски в последнее время называли преемником CEO компании Стива Балмера, указывая на то, что его новое назначение будет зависеть от успеха Windows 8 и планшета Surface, продажи которых стартовали всего две недели назад. Тем не менее, теперь Синофски, ссылаясь на личные причины, покидает компанию.
"С выходом Windows 8 и Surface, я решил, что пришло время отойти от моих обязанностей в Microsoft. Человеку необходимы перерывы между продуктивными циклами для того, чтобы поразмышлять о будущем, и это также относится ко мне. После 23 лет работы над продуктами Microsoft, я решил покинуть компанию, чтобы искать новые возможности, которым нужен мой опыт. Моя страсть к созданию сильна как никогда, и я планирую сфокусировать свою энергию и творчество в этом же направлении", — так говорится в письме Синофски к сотрудникам Microsoft.
Синофски пришел в Microsoft в 1989 году как рядовой программист, и уже через три года стал ассистентом Билла Гейтса. В 1999 году он возглавил Office-подразделение, а в 2006-м он стал вице-президентом и главой Windows и Windows Live. На него была возложена миссия восстановить репутацию после запуска неудачной Windows Vista.
Внутри Microsoft о Стивене говорили как о жестком и требовательном руководителе, который помешан на контроле каждого аспекта работы. За его стиль управления, а также выступлений на сцене его, шутя, называли "Джобс на стероидах". Впрочем, успешный вывод Windows 7 на качественно новый уровень с лихвой покрывал все конфликтные стороны характера Синофски.
Две недели назад на запуске Windows 8 в Нью-Йорке Синофски играл ключевую роль. Тогда казалось, что Стивена уже готовят к роли руководителя компании, то есть, на место Балмера. Поэтому для IT-сообщества уход главы подразделения Windows сразу после запуска новой ОС — неожиданное известие, между тем, в корпорации, вероятно, были готовы к такому развитию событий
Несмотря на вполне успешную работу, как пишет The Verge, ссылаясь на свои источники, Синофски блокировал продукты, которые, по его мнению, потенциально могли ослабить роль Windows, а значит и его самого, внутри компании. CNET приводит примеры, как Синофски в 2009 году не дал ход проекту по разработке мобильной операционки Windows Phone7. В 2010-м Синофски буквально задушил на корню прототип SkyDrive — сервиса облачного хранения данных, который курировал главный архитектор программного обеспечения Рэй Оззи — человек, которого Билл Гейт видел своим преемником в Microsoft.
Еще и поэтому увольнение Оззи тогда стало самым громким событием в отрасли. Важно, что, некоторые продукты MS могли бы появится на свет на два-три года раньше, и это значительно бы изменило состояние мобильного и облачного рынков, если бы не усиленная зацикленность Синофски на Windows.
Кто-то из работавших на Стивена сравнил метод работы Синофски с "советским центральным управлением", отметив, что "жесткий контроль сверху душит инновационное мышление снизу". Тот факт, что Стивен не обращал внимания на другие подразделения, никак не вязался с ролью руководителя компании, которым он мог бы стать.
По данным других инсайдеров в Microsoft, отставка Синофски является личной инициативой Стива Балмера, который в последнее время часто конфликтовал с ним относительно направления развития Windows.
После ухода Синофски отвечать за программное обеспечение Windows и связанную с ним аппаратную часть, будет вице-президент корпорации Джулия Ларсон-Грин. А продажи операционки возьмет на себя Тами Реллер. При этом она сохранит пост финансового директора и директора по маркетингу подразделения по разработке Windows. Важно, что оба топ-менеджера будут подчиняться напрямую Балмеру.
Надо признать, что момент для отставки не самый легкий. Кардинально новый интерфейс "восьмерки" вызвал — и это естественно — неоднозначную реакцию у пользователей. Мир еще нужно убеждать в необходимости перехода на него. В рецензиях на Windows 8 указывают на отдельные недоработки и странности, что, в общем, объяснимо — продукт новый. Плюс трения с партнерами, которые увидели в собственных аппаратах Microsoft — Surface — угрозу собственному бизнесу. На этом фоне увольнение "отца" всего проекта трудно назвать положительным сигналом рынку.
Говорят, что Балмер, увольняя Синофски, заручился поддержкой Гейтса. И вообще, что причиной всему – его, Балмера, конфликт с главой подразделения Windows. Но в первом после ухода Синофски интервью генеральный директор ни словом, ни выражением лица этот конфликт не подтвердил.
"Стивен должен делать в жизни то, что он хочет. Но скажу, что его вклад в Microsoft вряд ли сравнится со вкладом какого бы то ни было другого профессионала в развитие какой-либо компании", — завил Балмер.
Зато он дал довольно четкий ответ по другой горячей теме. Планшет Surface — не исключение из правил. Microsoft будет и дальше производить железо сама.
"В нашей стратегии произошел сдвиг, хотя я не назвал бы это кардинальным поворотом. Я уверен, что в ближайшие 5 лет большую часть устройств под Windows 8 будут по-прежнему производить наши партнеры. При этом совершенно очевидно, что для нас объединение софта и железа представляет большое пространство для инноваций. И это пространство явно не обойдется без присутствия Microsoft", — заявил Балмер.
*** ***
А теперь о другой горячей теме недели — мирном договоре между Apple и НТС. С репарациями.
HTC и Apple, два производителя мобильных устройств, урегулировали патентные разногласия. Компании отозвали из судов поданные друг против друга иски и заключили соглашение о лицензировании разработок сроком на десять лет, причем оно будет касаться всех текущих и последующих запатентованных технологий. Согласно новой договоренности, HTC сможет использовать в своих моделях самые популярные технологии Apple, включая универсальный поиск по устройству, разблокировку сенсорного экрана типа "slide-to-unlock" и т.п. Подробности сделки ни одна из сторон не раскрывает. Обозревателям и аналитикам приходится строить версии на коротких комментариях. К примеру, представители HTC объявили соглашение строго конфиденциальным, но отметили, что оно не сильно ударит им по карману. Значит, делают вывод аналитики, HTC согласилась платить Apple отчисления. Но вот какие – вопрос открытый.
Еще пару месяцев назад в такой исход дела вряд ли кто-нибудь поверил бы. Топ-менеджеры HTC обещали сражаться до последнего, даже несмотря на крупный проигрыш Samsung. Противостояние компаний началось в 2010 году, и HTC тогда понесла потери. В этом году, к примеру, ее новые смартфоны были задержаны на границе США и не смогли вовремя попасть в продажу. Это произошло как раз во время запрета на продажи некоторых устройств НТС — таким образом Комиссия по международной торговле США удовлетворила требование корпорации Apple, обвинившей HTC в нарушении двух патентов. Чуть позже запрет был снят, но это был большой удар по репутации HTC в Америке.
Со стороны Apple это довольно неожиданый шаг. Совсем недавно судьи США признали Samsung, еще одного Android-производителя и соперника Apple на мобильной арене, виновной в нарушении ряда патентов и обязали компанию выплатить штраф в размере около миллиарда долларов. Что интересно, HTC привлекалась в США за нарушение практически тех же самых патентов, но ее Apple отпустила с крючка. IT и телеком-обозреватели объясняют это просто: в деле против Samsung у Apple было гораздо больше доказательств. Многие корейские модели действительно очень напоминают по дизайну устройства Apple. Samsung, вдобавок, осознанно скопировал дизайн и некоторые технологии, о чем говорят раздобытые “яблочной компанией” внутренние документы корейской компании. Вдобавок, у Samsung сумасшедшие объемы продаж, а потому Apple может потребовать огромный штраф за нарушения.
HTC же является очень мелкой мишенью. Компания находится не в самом завидном финансовом положении и отчаянно пытается найти свою тропинку на рынке, где доминируют Apple и Samsung. HTC скорее всего полагает, что лучше заплатить Apple и двигаться дальше, чем бесконечно тратить деньги на гонорары юристам.
И еще одна версия, объясняющая это соглашение, о которой написали сразу несколько независимых друг от друга обозревателей. Версия, попахивающая теорией заговора между Apple и Microsoft против Google. Уже больше года некоторые производители смартфонов на Android платят отчисления Майкрософт. Сейчас возник прецедент, когда производители устройств на андроид начинают платить отчисления еще и Apple. Получается наслаивание отчислений, которое в свою очередь делает производство девайсов на Android менее прибильным занятием. По этому поводу обозреватели уже горько шутят, что после выплат всех необходимых сумм компаниям вряд ли хватит средств на производство самих смартфонов. И, похоже, мы действительно наблюдаем за планомерным выталкиванием производителей с поля Android на поле Windows Phone 8.
Центральный материал нашей программы – интервью с вице-президентом Google Бредли Хоровитцем, человеком, который отвечает за социальные сервисы поисковика. То есть и за самый непонятный продукт – Google+. Интервью записано странно, с помощью оборудования для видеоконференций.
Вопрос: Можете представить какую-нибудь свежую статистику касающуюся нынешнего состояния G+. И, нас, конечно, больше всего Россия интересует.
Ответ: Мы не делаем никакой разбивки по регионам. Но у нас есть данные, которые можно озвучить. Две очень весомые цифры. Первая: количество регистраций в G+ по всему миру превысило 400 миллионов. Не все они очень-очень активны, но активная месячная аудитория – более ста миллионов человек. Имеются в виду люди, которые заходят либо напрямую на G+ на вебе, либо используют мобильные приложения. То есть за год мы доросли на 100 миллионов, это ускоряющийся рост, мы довольны.
Вопрос: То есть вы хотите сказать, что вы вторая по размеру соцсеть в мире?
Отчет: Я думаю, тут есть географические различия. В некоторых регионах мы вторые, в некоторых – Twitter больше. Но если посмотреть на рост, за месяцы мы прошли путь, который занял у других 5-8 лет, и если учесть ускорение, то это просто вопрос времени, когда мы займем важное место в социальном Интернете.
Вопрос: Но вы странно развивающаяся сеть… Вы говорите, сто миллионов пользователей, а при этом вынуждены бороться с имиджем пустынного города призраков, причем я так понимаю, это не только российская ситуация, а мировая. Просто читал пару статей об этом. Почему люди – и в первую очередь журналисты – не видят активную жизнь в G+ сразу и им требуются какие-то объяснения от Google.
Ответ: Этому есть несколько объяснений. Во-первых, когда мы запускались, было много скепсиса, что Google вообще может сделать что-то социальное. Послужной список Google в этом смысле не очень хороший: Orkut был популярен только в Бразилии и Индии, Buzz провалился. Кроме того, мне кажется, многие не понимают, что для роста соцсети требуется время, и год – это очень маленький отрезок. А люди сравнивали нас с Facebook уже на третьем месяце – не самое удачное сравнение. Но сейчас нас уже перестали называть городом призраков. Честно сказать, я не уверен, что мы уже та сеть, где все поздравляют друг друга с днем рождения или делятся всеми моментами своей жизни. Желательно, конечно, чтоб это было так, и надеюсь, однажды мы такой сетью станем. Сейчас есть другие сценарии использования G+. Это возможность наблюдать за знаменитостями или видеоконференции hang-out – уникальное предложение нашей сети. Я не думаю, что мы растем сейчас за счет других сервисов – скорее, нами пользуются параллельно с ними.
Вопрос: Я опросил своих читателей в соцсетях, и получилось вот что: в России G+ популярен в большей степени в регионах, а не в столице — и среди специфических групп: инженеры, что понятно, и, я был удивлен, учителя. Это что, первые ласточки, так начиналось всюду, или сеть просто удобна для специфических групп?
Ответ: Знаете, к русскому рынку мы подходим по-особому. Тут невероятные специалисты в компьютерной области, замечательные инженеры, академические центры. Да, когда G+ только стартовал, первыми в него пришли именно люди из сектора высоких технологий, ученые и студенты, так что поначалу у нас была такая, академичная аудитория. Думаю, во многих регионах, мы выросли из этого. Вы просто не наберете 100 миллионов ученых и специалистов, их столько нет. Но, возможно, Россия отстает и у вас G+ по-прежнему пользуются круги специалистов, а не публика в целом. Но мы, конечно, хотели бы сделать продукт для всех. Поймите, у нас не такая, как у всех, ситуация. Нам не нужно набирать аудиторию – она у нас уже есть. Нам просто нужно изменить восприятие Google как набора не связанных меж собой сервисов – в пользу единой экосистемы, с едиными настройками.
Вопрос: До сих пор в России в социальной сфере аудитория, в основном, следует за популярными блогерами, так называемыми суперюзерами, которые производят если не большую часть контента, то, определенно, самую востребованную. Самый удобный метод пользования соцсетями для популярных блогеров – возможность делать кросс-пост, то есть экспорт сообщений из одной сети в другую. Из Twitter в Facebook, оттуда – в G+. G+ такой возможности не дает. Почему?
Ответ: Если посмотреть в прошлое, лет 5 назад спонсировал такой проект, как Opensocial как раз для взаимодействия между соцсетями. И по большей части, этот проект был проигнорирован рынком. И мы поняли, что есть бизнес-причины, по которым самые большие соцсети не хотят делиться информацией. Хотят складировать ее и не отдавать другим. Но у нас есть и другие причины: когда публикатор сообщения берется за рычаг и его текст выплевывается одновременно в 5 сетей Twitter, Facebook, G+, это плохо для пользователей в общем, потому что обсуждение разбивается на множество ветвей. Здесь одни разговаривают, там другие, и очень сомнительно, что автор будет участвовать в дискуссиях повсюду. А это очень важно – присутствие автора сообщения, — а не просто расшвырять повсюду свое сообщение и перейти к чему-то другому. Я думаю, в конечном счете, мы введем поддержку возможности кросс-поста, мы собираемся открывать нашу платформу в следующем году и, конечно, подумаем и об этом.
Вопрос: Так когда это случится, в следующем году? Через три года?
Ответ: Да, я думаю в следующем году. Пока мы не можем сказать точнее.
Вопрос: Еще о коммуникационных особенностях G+. Я не могу понять, зачем усложнять продукты. Вот вы, например, дублировали сервис Gtalk — мессенджера, привязанного к Gmail. И если у меня открыты и почта, и соцсеть, я получаю сообщения сразу и там, и там. Что означает, что один из списков контактов – подмножество другого.
Ответ: Да
Вопрос: Меня это запутывает. Зачем вы сделали простой и работающий уже продукт, как минимум, сложнее?
Ответ: Я думаю, что это вполне справедливая критика, и нам нужно работать над тем, чтобы сделать продукт проще – и единым. Мы не стремились усложнить вам пользование сервисом, это побочный эффект. Никаких конкретных сроков я назвать не могу, но повторяю, ваша критика справедлива, и мы собираемся все исправить.
Вопрос: Правильно ли я понимаю, что вы объедините продукты и вместо Gtalk у меня теперь будет мессенджер G+?
Ответ: Да. Думаю, нам нужно объединить не только с Gtalk, но и с другими способами коммуникации. Сейчас этот СМС, мессенджер, звонки, видеоконференции, чат. Слишком много продуктов, ориентированных на протоколы связи. У меня должна быть возможность общаться с Павлом, вами, например, бесшовно меняя протоколы. А сейчас много разных приложений, каждое из которых наследие каких-то работ в прошлом. И в ближайшее время, месяцы или год, мы начнем все объединять.
*** ***
Скандал недели. На ресурсе "Хабрхабр" была выложена подробнейшая инструкция того, как можно получить доступ, а попросту перехватить чужой Skype-аккаунт. Интересно, что автор сообщал об этой уязвимости еще в Skype, еще три месяца назад, но реакции не было, и он решился на открытую публикацию. В результате за день Skype-аккаунты "угнали" у довольно известных в Рунете людей: Носика, Варламова и Муртазина, — но явно в целях, что называется, proof of concept, доказав всем, что методика действенна. Только после этого Skype занялся своей ошибкой и ее исправил.
*** ***
На прощание – новости от Nokia, довольно интересные, потому, что не про телефоны, а про карты. Свою картографию Nokia сейчас предоставляет для всех игроков платформы Windows Phone 8, я даже интересовался у гендиректора компании, не продали ли они этот сервис Microsoft. Карты не только не проданы, но и становятся отдельным бизнесом.
Компания Nokia анонсировала новую картографическую и локационную облачную платформу Here (Здесь). Под этим брендом соберутся все картоориентированные сервисы компании. Перед тем, как запустить Here, в компании довольно долго изучали опыт предыдущего сервиса Ovi Maps, особенное внимание уделяли тому, как пользователи используют картографические решения. В итоге, по задумке компании, новая платформа во многом будет полагаться на пользовательские данные для самосовершенствования. В качестве примера привели российский город Уфа, в котором пользовательские метки показывают необходимость обновить данные, так как там появилась новая дорога.
"Если смотреть в глобальном масштабе, то мы предоставляем свои картографические сервисы в 200 странах, а навигацию – в ста странах. Четыре из пяти автомобилей, имеющих встроенную навигационную систему, сегодня используют наши решения. Это очень сильная позиция, которая проистекает из нашего опыта разработки, и сегодня она дополнена новыми возможностями для мобильных устройств", — пояснил исполнительный директор Nokia Стивен Элоп.
Кроме персонализации на новых картах будут отображаться любимые места и маршруты пользователя, в Here будет доступна голосовая навигация, маршруты общественного транспорта, а также формат 3D-карт. Во время презентации Here компания Nokia заявила о приобретении Earthmine — разработчика технологии для развития трехмерных карт. Earthmine позволяет объединять фотографические данные с данными моделирования, как бы "одевая" фотографии на модели городов. На практике, это позволяет создавать "народный Street View" с минимальными затратами для оператора сервиса.
"Мы собираемся зарабатывать на сервисах, связанных с местоположением абонента вообще, и Here в частности, с помощью продажи наших устройств, в которых картографические и навигационные возможности реализованы лучше, чем в устройствах конкурентов. Когда же наши решения портируются на другие платформы, мы можем монетизировать их при помощи лицензирования. Так же, как мы показали, можно использовать и возможности встроенной рекламы, которая показывается в зависимости от вашего географического положения. К примеру, скидочное предложения прямо за углом", — добавил Элоп.
В Nokia обещают, что Here будет доступен на большинстве мобильных ОС. Согласно объявленным в среду планам, компания в первом квартале 2013 года намерена выпустить версию для Android, а всего через несколько недель намерена показать Here Maps для iOS. Естественно, приложения будут бесплатными для пользователя.
Интереснее всего смена стратегии компании: если раньше Nokia старалась делать сервисы только для своих смартфонов, то сейчас начинает выпускать ПО для всех. Это значит не только прямую конкуренцию на рынке, где финская компания держалась особняком, была этаким государством в государстве. Это еще — пусть и косвенно — указывает на то, что руководство Nokia, образно говоря, “не складывает все яйца в одну корзину” и таким образом пытается подстраховать компанию.
*** ***
Итоговые Вести.net вернутся к вам через неделю. Напоминаем про наши короткие, ежедневные выпуски и радиопередачу "Интернет-кафе 'Собака'" на "Вести-ФМ", по воскресеньям, в 17 с копейками. Планета, пока!