Вести.net Dell уходит с биржи в поисках места под солнцем
Dell уходит с биржи. Компания, чьи акции торгуются с 1988 года, решила вновь стать частной. Производитель компьютеров запустил масштабную программу по выкупу собственных акций с рынка на общую суму 24,4 миллиарда долларов. Основатель и гендиректор компании Майкл Делл и инвестфонд Silver Lake Management покупают бумаги по 13,65 доллара за штуку.
Сделка завершится до конца лета 2013 года после того, как будет одобрена регулирующими органами. Майкл Делл, который владеет примерно 14% акций, будет продолжать руководить компанией и останется председателем ее совета директоров.
Кроме того, он поддержит Dell значительными инвестициями и внесет в капитал компании собственные средства — в частности, наличные и акции. Кроме того, в рамках сделки Dell получит кредит от Microsoft на 2 миллиарда долларов, а также финансирование от инвестбанков. По данным New York Times, консорциум инвесторов заплатит за Dell 6 миллиардов долларов собственных средств, все остальное — долговые обязательства.
По данным источников The Wall Street Journal, Майкл Делл считает, что статус непубличной компании будет полезнее для бизнеса на фоне спада на рынке персональных компьютеров. И вот почему: основной бизнес Dell только в 2012 году принесший примерно половину всей выручки в 62 миллиарда долларов (за первые три квартала текущего налогового года показатель упал на 7%), в последние годы стремительно сдает позиции перед наступлением смартфонов и планшетов.
По данным Gartner, поставки компьютеров в четвертом квартале 2012 года снизились на 5%, а отгрузка компьютеров Dell – на 20%. При этом все попытки менеджмента Dell выйти на рынок мобильных или облачных технологий успехом не увенчались, и смена публичного статуса на частный после 25 лет обращения акций на бирже выглядит последней надеждой Делла спасти свое детище.
Полный контроль над компанией позволит бизнесмену вести более гибкую кадровую политику и принять на вооружение более рациональную стратегию. Такие шаги в условиях давления внешних акционеров были бы невозможны.
История Dell началась в далеком 1984 году, когда студент Майкл Делл в комнате общежития Техасского университета лично собирал системные блоки из купленных в магазине комплектующих. Он продавал компьютеры своим друзьям, и по тому, как часто к нему обращались, он понял, что людям нужны недорогие стандартные компьютерные системы.
Так появилась PCs Limited, получившая в 1988 году более привычное нам название Dell Computer Corporation. До конца 2000-х годов компания выпускала компьютеры, серверы с ноутбуками, а также мониторы и разнообразную оргтехнику.
Надо сказать, что Dell — это пионер продажи компьютеров по почтовым заказам (эту практику она взяла на вооружение еще в 1980-х годах), а потом — онлайн. Майкл Делл отличался тем, что старался продавать свою продукцию напрямую, без магазинов. При этом он еще и экономил на цепочке поставок комплектующих. Эта его методика стала легендарной. И в этом смысле Тим Кук, который наводил порядок именно в этом направлении в Apple, — ученик школы Делла.
Простые и, главное, недорогие компьютеры Dell в 1990-е годы появились почти в каждом доме, и самое интересное — в каждом офисе Америки и Канады. В XXI век компания входила с уверенностью в своем будущем. Однако не все оказалось гладко.
Американские компании начали переносить заводы в Азию, где процесс производства стоит в три раза дешевле. Плюс ко всему там же в Азии выросли конкуренты — Acer, Asus, Lenovo.
В 2006 году компания Dell уступила лидерство на рынке компьютеров Hewlett-Packard, а чуть позже – китайской Lenovo. Пользователи стали переходить на смартфоны и планшеты. Бороться за место под солнцем становилось все сложнее.
Майкл Делл в 2006 году начал реогранизацию компании, чтобы можно было развиваться в сторону мобильных технологий, облачных и сетевых решений. Тогда эксперты понимающе улыбались, мол, еще одна компания решила пойти по пути IBM, у которой успешно получился переход от производителя "железа" к сервисной компании. Кстати говоря, по этому же пути пробовала идти HP, но не дошла до заветной цели. Впрочем, как и в Dell эта реформа, затеянная Майклом, забуксовала где-то настолько, что понадобилось принимать срочное и рискованное решение — уйти с биржи.
Сейчас капитализация Dell почти впятеро меньше ее пиковых значений в 2006 году, когда компания стоила около 100 миллиардов долларов. За приватизацией эксперты видят желание Dell быстрее изменять собственные направления развития, а также быстрее принимать управленческие решения. Одним из таких желаний компании является отказ от ПК-зависимости, в которую компания сама себя загнала.
Став частной, Dell сможет проще распоряжаться собственными деньгами и инвестировать их в мобильные разработки и планшеты, сократив долю уже низкоприбыльного бизнеса по выпуску персональных компьютеров. Эксперты также говорят, что приватизация Dell — это наглядное подтверждение того, что эпоха настольных персональных компьютеров завершилась.