Земля Санниковой Часть экспозиции "Два бабая" авторы фотопроизведений передадут в дар Национальному музею
О выставке и не только поговорили во вторник, 24 января 2023 года, в программе "Земля Санниковой" на "Радио России-Башкортостан".
Вячеслав Стрижевский: "Бадыков придумал это, и мы договорились, что часть нашей экспозиции дарим Национальному музею. Это будет первый случай такой в практике. И мы хотим надеяться, что это будет начало коллекции, которая будет пополняться, и мы будем пополнять, и наши коллеги будут пополнять. И, может быть, мы составим коллекцию "Образ Башкирии в фотографиях" в Национальном музее".
У кого возникло название "Два бабая"?
Р. Бадыков: У старшего бабая…
В. Стрижевский: Я театральный человек, поэтому мы как-то хотели театрализировать нашу работу…
Р. Бадыков: Чтоб необычное название было.
В. Стрижевский: Чтобы непохожим было… Но мотором выставки, ее стержнем был, конечно, мой друг, мой юный друг (смеется)…
Я Раифа узнаю по стилистике, по манере съемке, компоновке…Вот вы же Есенина никогда не спутаете с Пастернаком или Шекспиром тем более…Это особый стиль. И у меня есть свой почерк, и у него есть свой почерк. И это составляет главную творческую линию, лейтмотив, как говорят в театре…
О съемках первых лиц и кажущейся легкости труда
В. Стрижевский: Вот Бадыков двадцать лет ездил с Муртазой Губайдулловичем. Это кажется – легкая работа. Во-первых, это чувство ответственности. Во-вторых, это воспитывает характер. Нужно знать, когда можно открыть рот, а когда надо его закрыть. Кроме всего прочего, надо очень острый ум, потому что кто такой фотограф на оперативной съемке? Он и режиссер, и художник, и технарь…
Р. Бадыков: И еще невидимка.
В. Стрижевский: И надо впереди быть на одну секунду хотя бы, чтобы…
Р. Бадыков: Предугадывать.
В. Стрижевский: Это очень нервная работа и очень утомительная. Я иногда приходил с такой съемки и просто падал. Но сейчас полегче, потому что появилась цифра.
Р. Бадыков: Да, цифровая аппаратура. Ты снял – и сразу результат видишь. А раньше – негатив, пленка. Пленку пока не проявишь, не знаешь, переживания… Вот, допустим, я делаю сквозной репортаж для газеты, и у меня пленка кончилась. Много поснимал. В Белебее было. Ну, нашли мне пленку… Я зарядил и на эту пленку (там 36 кадров у нас) я снимал один сюжет. И потом, когда я проявил, увидел, что полпленки засвечено, и там некоторые кадры только сохранились…Ты должен знать свою аппаратуру и свою пленку. Сначала ты испытываешь эту пленку… Проверил досконально, при любых случаях, что покажет, и тогда ты уже работаешь без осечек.
В. Стрижевский: Но осечки тоже бывали. Вот на этой выставке "Два бабая" в моей экспозиции есть три фотографии Мустая Карима…
Далее в программе:
Искусство портрета или "В руках мастера глине больно не бывает"
Юбилей первого кадра: первый кадр у Вячеслава Стрижевского опубликован осенью 1963 года.
В экспозиции "Два бабая" представлены уникальные фотографии, сделанные фотохудожниками в разные годы. Как выбирали снимки для выставки?
Р. Бадыков: Это самая трудная задача, потому что – "родитель", все они родные, каждый кадр – любимый.
В. Стрижевский: В его (Раифа Бадыкова – ред.) картотеке несколько миллионов кадров. Даже у меня, хотя я имел перерыв на время работы в театрах, двадцать лет вычеркнул, но и у меня, наверное, пару миллионов есть…
Р. Бадыков: Но есть среди хороших фотографий любимые фотографии. Есть документальные фотографии, есть художественные, что-то есть в них, вот сред них и ищешь, ищешь, ищешь…
Пейзажи я снимаю последние годы, лет десять-пятнадцать. Потому что репортерская работа, больше работаешь с людьми, поэтому пейзажами позже начал я заниматься… Тоже сложности есть. Надо находить место и состояние погоды. А городской пейзаж – тоже интересно… Интересно снимать тем, что там кроме пейзажа есть много участников…
В. Стрижевский:
Я бы так хотел, чтобы нам с Бадыковым предложили сделать "Город над Агиделью-2 (Пятьдесят лет спустя…)".
К сожалению, вот я куда не ткнусь, извините за фольклор, кругом как-то морщатся, говорят "денег нет", еще чего-то нет… А на самом-то деле это удивительное могло бы быть повторение! Многие снимки должны быть с той же точки. Город изменился до неузнаваемости. Вообще, Уфа представляет сейчас из себя город, в котором есть, что снять. А раньше-то нечего было особенно снимать – архитектура была скромнее, памятников не было, и люди были другие. А сейчас все это можно повторить, но на другом качественном и интеллектуальном уровне.
О ракурсе и поисках точки зрения
В. Стрижевский: Каждый из нас, когда идет на съемку в городе, думает: надо снять так, как никто другой не снимал. Какой-то найти ракурс, точку, свет…
Р. Бадыков: Все смотрят со своего роста…
В. Стрижевский: А вот надо найти что-то такое непохожее…
Это эгоистическая профессия. Это же не хор… Ищешь в любой съемке индивидуальность, чтоб в каждом кадре ты присутствовал… А когда ты в обычном сюжете сумел и себя проявить – вот это настоящее творчество.
Что такое художественная правда?
В. Стрижевский: Это совесть художника…
Р. Бадыков: Я стараюсь не вмешиваться, я даю волю тому, кого я снимаю. Правдивее жизни ничего не сможем сделать. Я прихожу, никогда не спешу, наблюдаю… Надо дождаться, когда они становятся самими собой, и работаешь…
Кино и фото, спорт и балет – такие разные репортажи…
О красоте, счастье и мечтах
Р. Бадыков: В Японии, говорят, в школах, если какой-то из учеников в окне заметит красивые облака, учитель останавливает урок, и всех ребят – к окну, будет рассказывать, и они будут наблюдать…
В. Стрижевский: Горский, например, снимал, ему дали два вагона под лабораторию, кучу людей, лаборантов. Ему дали машину, чтобы он на Урале здесь снимал. Как было бы здорово пройтись по этому маршруту еще раз!..
И все это – в библиотеке Конгресса США. Вот это просто пуля в сердце. Ну как это так! А почему у нас нет такой организации, которая бы коллекционировала не просто плохие фотографии (хотя плохие могут быть через сто лет хорошими), а создавала образ нашего края!
Р. Бадыков: Вот у нас нет выставочных помещений у фотографов. Разговор давно идет, но ничего не получается… Чтоб была база там, чтоб все хранилось там, архив был…
О поэзии
В. Стрижевский: Мы когда делали на выставке "Два бабая" подписи под снимками, мы использовали цитаты из выдающихся поэтов. Например, некоторые подписи нам написал Гарсиа Лорка, некоторые – Исикава Такубоку, некоторые мы взяли из Библии. Иногда подпись решает все.
Р. Бадыков: Но фотография должна быть… посмотрел, увидел, потом, может быть, привлечет и название…
Выставка "Два бабая" в Национальном музее Республики Башкортостан продлится до 10 февраля 2023 года.