Авторские материалы Вячеслав Тихонов. Вспоминая лучшие роли

8 февраля 2013, 07:01

Персоны

Сегодня исполняется 85 лет со дня рождения выдающегося российского артиста Вячеслава Тихонова. О его самых ярких фильмах и ролях вспоминает кинообозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин.

Вячеслав Тихонов – нечто большее, чем просто хороший или даже очень хороший актер. Он, возможно, не был гением – но был символом, знаком даже не эпохи, а нескольких эпох. Первая из них – формирование кинематографического, культурного и социального мифа о Великой Отечественной: в лучшем или, по меньшей мере, самом популярном фильме конца 1940-х, "Молодой гвардии" Сергея Герасимова, Тихонов сыграл одну из центральных ролей – Володи Осьмухина. С этого начался путь в кино Тихонова – двадцатилетнего студента ВГИКа, которого, кстати, родители мечтали сделать инженером или агрономом. Но после "Молодой гвардии", на съемках которой Тихонов познакомился со своей первой женой Нонной Мордюковой, пути назад не было. А ведь около десяти лет Тихонова снимали как безликого красавчика, интересных задач, ролей и фильмов практически не было. Правда, за эти годы Тихонов успел сыграть главную романтическую роль – Медведя в легендарной театральной постановке "Обыкновенного чуда" Евгения Шварца Эрастом Гариным. А потом он стал кумиром уже 1950-х – в мелодраме Станислава Ростоцкого "Дело было в Пенькове" артист сыграл тракториста Матвея Морозова: тогда он превратился в то, что сегодня назвали бы секс-символом.

Но и в либеральных оттепельных 1960-х время Тихонова не прошло, поскольку произошла очередная знаковая трансформация: для всей страны – кстати говоря, на тот момент самой читающей в мире или считавшей себя таковой, – он стал князем Андреем Болконским в эпохальной "Войне и мире" Сергея Бондарчука... и одновременно сыграл важнейшую фигуру шестидесятнической мифологии, учителя Мельникова в драме "Доживем до понедельника". Так уж вышло, что со Станиславом Ростоцким, сделавшим и этот фильм, Тихонов прошел путь от первых картин до самых поздних; упомянуть имеет смысл как минимум еще одну, снятую в 1977-м "Белый Бим Черное ухо". Однако к этому моменту СССР знал Тихонова в ином качестве: отныне и навеки он превратился в Исаева-Штирлица, советского разведчика в самом сердце нацистской иерархической системы, в Берлине в канун падения Третьего рейха: речь – о великом, без преувеличений, сериале Татьяны Лиозновой "Семнадцать мгновений весны", сделавшем из тонкого и застенчивого актера Тихонова – кто бы мог подумать? – героя анекдотов. Что добавить к этому? Членство в КПСС? Звания Народного, Заслуженного и прочих артистов? Ордена и медали? Эксклюзивное право читать вслух произведения Леонида Ильича Брежнева по телевидению? Возможно, об этом было бы правильнее забыть. Зато вспомнить о последней роли, сыгранной Вячеславом Тихоновым, уже совсем пожилым и больным, в "Андерсоне" Эльдара Рязанова. Напомню, там он исполнил роль Бога.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация