Авторские материалы Малые дорожные знаки: эксперимент провалился?

27 февраля 2021, 08:24

Персоны

Эксперимент признали неудачным. В России хотят убрать уменьшенные дорожные знаки. Разрешающий их ГОСТ могут отменить. Он, по мнению ГИБДД, не соответствует требованиям безопасности, а также противоречит Венской конвенции о дорожном движении. Ранее установку нестандартных дорожных знаков активно продвигали столичные власти. Сотни были установлены в городе в качестве эксперимента. Прошло несколько судов. С разными итогами. Но теперь против маленьких знаков выступил Росстандарт. Плюсы и минусы уменьшенных дорожных знаков выяснял корреспондент "Вестей ФМ" Сергей Гололобов.

Уменьшенные почти в 2 раза, экспериментальные дорожные знаки появились в столице пару лет назад. В основном в тихих переулках и на центральных улицах с неинтенсивным движением. Их установку объясняли лучшей вписываемостью в городской пейзаж, мол, огромные "лопухи" стандартных знаков портят визуальное пространство. Ну, а поскольку быстро по тем переулкам не ездят, то разглядеть такие знаки можно без проблем. И, в общем-то, время подтвердило этот аргумент, говорит автомобильный обозреватель "Вестей ФМ" Игорь Моржаретто.

МОРЖАРЕТТО: По поводу уменьшенных знаков – там, в общем-то, нет статистики, которая бы говорила, что уменьшенные знаки привели к повышенной аварийности. Таких статистических данных нет. А маленькие знаки, с моей точки зрения, они действительно удобнее в крупных городах. Не везде, а на тех улицах, где движение и так небыстрое. При скорости 40 километров в час любой знак читается хорошо. А вот большие знаки обязательны, конечно, на шоссе, где высокие скорости. Там нужен знак крупнее.

ГИБДД изначально выступала и выступает сейчас против установки в российских городах малых дорожных знаков. Объясняют несоответствием требованиям дорожной безопасности. А также тем, что малые знаки не прописаны в Венской конвенции о дорожном движении. Но эту конвенцию приняли в 1968 году. А с тех пор дорожное движение поменялось кардинально, констатирует глава экспертного центра "Пробок.нет" Александр Шумский.

ШУМСКИЙ: Это рамочный документ, который принят был десятилетия назад. Он и морально, и технически устарел. И он устанавливает только общие правила. Национальные стандарты могут расширять, дополнять его как угодно. И поэтому если приедем в Европу, мы увидим огромное количество дорожных знаков, которых нет в Венской конвенции. Но они реально применяются. И ни у кого из европейских регуляторов не возникает вопросов. Всё-таки, документ 1968 года не может быть всеобъемлющим и полностью отвечать за то, что сейчас в 2021 году происходит.

Тема малых дорожных знаков в итоге стала предметом судебных разбирательств между Госавтоинспекцией и столичными властями. И даже первоначально городскую структуру – Центр организации дорожного движения – оштрафовали в сумме на полмиллиона рублей. Но потом Мосгорсуд по жалобе ЦОДД постановления отменил. И тогда ГИБДД нашла другое направление удара – попросила Госстандарт отменить ГОСТ на эти знаки, дополняет Александр Шумский.

ШУМСКИЙ: В том-то вся история, что ГИБДД проиграла в суде, когда судилась с Центром организации дорожного движения. Сейчас что сделала ГИБДД? Через комиссию по обжалованию в Росстандарте сумела доказать членам, что были формальные нарушения при принятии этого ГОСТа. Вот это – единственная история. Комиссия по обжалованию Росстандарта. Сам Росстандарт считает, что ГОСТ нормальный и должен работать. Но комиссия – она независимая и состоит, видимо, из членов, подконтрольных сотрудникам Госавтоинспекции. Потому что единогласное голосование бывает только по вопросам, по которым заранее договариваются.

Малые дорожные знаки сейчас установлены примерно в 40 российских городах. Их счет идет на тысячи. В одной Москве их – сотни. Кто-то их считает удобными. Но самое главное здесь, пожалуй, что на их установку уже потрачены миллионы. А на переустановку вновь больших знаков уйдут еще миллионы. Специалисты надеются, что ГОСТ всё-таки не отменят. И они достигнут компромисса. Например, такого – ставить малые знаки можно, но только после консультаций с ГИБДД.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация