Авторские материалы “Натурал” или “синтетика”? Что надо знать о лабораторных бриллиантах

15 мая 2021, 01:05

Персоны

Ювелиры, создавая украшения, все чаще выбирают синтетические бриллианты. По прогнозам Гильдии ювелиров России, в будущем камни, выращенные лабораторно, могут занять до 70 – 80% ювелирной продукции. По признанию участников ювелирного рынка, "синтетика" и природные бриллианты относятся к разным рыночным сегментам, но спрос есть на оба. Поскольку цены аналогов ниже оригиналов в несколько раз, и это дает возможность привлекать больше покупателей со средним достатком. В чем разница добытых камней и выращенных, узнала корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.

Состав – синтетика! На ювелирный рынок активно входят бриллианты-заменители. Роскошные, правильно ограненные, с невероятным блеском и безупречной чистоты, но аналоги шедевров, созданных природой. Их главное преимущество – цена. Они в несколько раз дешевле оригиналов, а значит, доступны многим. Уже сейчас в продаже лабораторно выращенных камней – 10%. Это вдвое больше, чем 2 года назад, рассказывает гендиректор Гильдии ювелиров России Эдуард Уткин. В ближайшие 3 года это число удвоится.

УТКИН: Синтетически бриллианты внешне абсолютно не отличаются от бриллиантов, ограненных из природных алмазов. А вот цена у них – значительно ниже. И, с учетом развития технологий, она постоянно снижается. Ситуация, когда синтетические аналоги будут стоить не более 20% от стоимости природных, может вызвать соответствующие изменения на рынке.

Рынок разделится. На тех, кто признает только природные камни, и тех, кому неважно происхождение. Первые – это люди, которые рассматривают бриллианты как следование традициям или вид инвестиций, для которых важен статус. Их не больше 20% среди покупателей и их интересуют камни весом не ниже карата. Вторые – просто ценители прекрасного, не готовые или не имеющие возможности переплачивать за украшения, поясняет Эдуард Уткин.

УТКИН: Если вы не видите отличий, зачем платить больше? Причем разница не видна не только невооруженным глазом, но и "вооруженным": даже в микроскоп невозможно рассмотреть, чем они отличаются.

Отличить природные камни от синтетических можно только с помощью специального оборудования. Выращиваются они в лабораториях и с виду абсолютно натуральны. Откуда такая похожесть? Это тот же углерод, спрессованный под высоким давлением, та же кристаллическая решетка и те же свойства отражения света, рассказывает эксперт-геммолог Роман Ликинов.

ЛИКИНОВ: Да, это химический аналог полностью природного алмаза, в лаборатории выращенный алмаз. Но его себестоимость – в разы ниже того, что добыто в природе. Поэтому и стоимость у него в 5, а может быть, в 10 раз ниже. И покупатель должен понимать, что он покупает химический аналог.

В чем отличие искусственных бриллиантов от, скажем, уже известных всем муассанита, фианита, циркония? Это – искусственные камни, похожие на бриллианты, а синтетические бриллианты – это прямые аналоги ограненных алмазов. Они дороже тех же фианитов, но существенно ниже по цене природных бриллиантов. Например, кольцо из желтого золота с бриллиантом в полкарата в простом исполнении в обычном магазине будет стоить около 300 – 350 тысяч рублей. А, скажем, кольцо с синтетическим бриллиантом в те же 0,5 карата можно купить и за 50 тысяч. Хотя стоит оговориться, что стоимость любого натурального бриллианта рассчитывается индивидуально. Имеют значение цвет, огранки, "природные включения" (царапины, дефекты).

Производство лабораторных бриллиантов занимает всего 2 недели. Такие камни прочнее и легче поддаются огранке. Даже столпы ювелирной моды не брезгуют и охотно создают коллекции, используя камни, выращенные в лабораториях. В США, например, доля "синтетики" на прилавках магазинов доходит до 30%. И их хозяева даже указывают в рекламных буклетах и на дверях своих лавок: "У нас – только синтетические бриллианты", тем самым давая понять, что они не выдают аналоги за оригинал.

А как покупатель может разобраться, синтетику он берет или нет? Производитель обязан указать это на этикетке, поясняет Роман Ликинов. В России, например, это обязательно.

ЛИКИНОВ: У нас должно быть на этикетке описано, что это за камень. Если он природный, то должно быть написано: "природный". Даже слово "натуральный " не говорит о том, что камень – природный. Если мы говорим о бриллиантах, то есть технические условия для природных камней. И производитель указывает эти технические условия и характеристики камня.

Но где гарантии, что не будет подмен оригиналов аналогами? Уж слишком высок соблазн: разница в цене – огромная. Не столкнутся ли любители природных камней с обманом, когда синтетические наводнят рынок? Это будет исключено, когда заработает Государственная интегрированная информационная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов и камней, уверяет Эдуард Уткин.

УТКИН: Когда камни ввозятся в страну или производятся огранщиком, они идентифицируются, на них составляются определенные документы, по которым происходит отчет и подача сведений в эту систему. И поменять сведения в этой системе о тех камнях, которые были произведены, практически невозможно. Потому что надо иметь доступ к этой системе.

В системе можно будет проследить "родословную" любого ювелирного изделия. Каждое украшение, каждый камень и слиток будут снабжаться маркировкой и прослеживаться. Покупатель сможет узнать, какие камни использованы, где они добыты и огранены.

Почему эксперты уверены, что синтетические бриллианты не только найдут свое место на рынке, но и будут востребованы? Во-первых, это экологично. А для многих ценителей украшений это имеет значение. Во-вторых, это – красота за приемлемые деньги. Потому нет сомнений: технологии будут вытеснять натуральные камни. Снижение цены на синтетику и скорость их производства позволят занять им до 80% рынка, уверяют специалисты.

А как же статус? Ведь не секрет, что отблеск бриллиантов во все времена помогал в прямом смысле высвечивать дам, которые хотели подчеркнуть свою элитарность. Вспомнить хотя бы украшения Галины Брежневой, Ирины Бугримовой, Ольги Лепешинской или Людмилы Зыкиной. Их коллекции давно уже стали легендарными. В 90-е ценность бриллиантов нивелировалась. Их порой надевали те, кому они были совсем не по статусу, зато по кошельку.

Чьи же запястья и шеи будут обвивать синтетические поделки? Чьи угодно, считает Эдуард Уткин. И чем выше статус обладательницы, тем меньше шансов услышать: "А это натуральные?"

УТКИН: Если какая-то женщина хочет похвалиться перед подругой бриллиантами, я не думаю, что она будет показывать сертификат. Достаточно показать камень. Отличить его по внешним признакам от синтетического невозможно.

А любителям покрасоваться дорогими побрякушками придется менять подход. Чтобы выделиться, им уже недостаточно будет просто надеть на себя украшение с бриллиантом. В эру синтетики это могут позволить многие. Так что заявлять о себе и подтверждать статус придется иными способами. Бриллиант становится не просто камнем, а лакмусовой бумажкой для выявления сути. И в этом – еще одна его грань.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация