Авторские материалы Уплывет ли в Мурманск "рыба, которая создала Норвегию"?

12 февраля 2022, 17:55

Персоны

Конец зимы в Норвегии – это традиционное время лова знаменитой атлантической трески. До открытия нефти в Северном море именно экспорт рыбы был главной статьей доходов Норвегии. А главным местом ловли были и остаются Лофотенские острова. Однако норвежские ученые предполагают, что треска может сменить ареал обитания и уйти на север – в Баренцево море. "Не станет ли наша лофотенская треска треской из Мурманска?" – бьют тревогу норвежские газеты. Планы норвежской трески изучал европейский корреспондент "Вестей FM" Сергей Курохтин.

Что ищет российская рыба, мы хорошо знаем – она ищет, где глубже. А что ищет норвежская? Где теплее. По крайней мере в докладе Института морских исследований Норвегии говорится, что изменение климата приведет к тому, что Баренцево море потеплеет и вся треска уйдет туда. Сразу возникает вопрос: но ведь Норвежское море с Лофотенскими островами находятся южнее Баренцева и влияние Гольфстрима в нем сильнее, так что и там вода неизбежно потеплеет. Почему же треска выберет Баренцево море?

Для ответа нужно проследить весь путь, который проделывает треска в течение своей жизни. А живет она, кстати, немало – 20 – 25 лет. Вырастает до метра, а то и до полутора, и весит 30 – 40 килограмм. Сразу нужно сказать, что треска в Норвегии – это культовая рыба. На официальном туристическом сайте страны – VisitNorway – статья, посвященная треске, так и называется: "Рыба, которая создала Норвегию". Достаточно сказать, что все знаменитые плавания викингов были возможны только благодаря тому, что они брали с собой в дорогу большие запасы сушеной трески.

А почему именно Лофотены являются главным местом добычи трески? Потому что именно сюда треска приходит на нерест. Если вы посмотрите на карту Норвегии, то эти острова больше похожи на полуостров, который торчит из карты страны, как криво забитый гвоздь. И вот этот "гвоздь" немного останавливает теплое норвежское течение, которое является продолжением Гольфстрима и проходит вдоль всего северо-восточного побережья Норвегии. В результате вокруг островов получается огромный "бассейн" с теплой водой, где у трески – идеальные условия для размножения.

Здесь треска оставляет свою икру, но течение не стоит на месте и несет эти икринки дальше – на север. Когда же икринки превращаются в мальков, они уже оказываются далеко от Лофотенов, в более холодном Баренцевом море, где и начинают свою жизнь. До 8 – 9 лет треска растет и отъедается, после чего впервые идет на нерест. И тут инстинкт ей подсказывает, что делать это нужно там, где теплее.

И вот тогда в начале осени треска сбивается в огромные стаи и отправляется в дальний путь – 1500 километров против течения – на свою историческую родину, к Лофотенским островам. Эта дорога занимает у нее почти полгода. И, кстати, именно благодаря этому путешествию треска и становится столь ценной рыбой – у нее практически не остается жира, только нежное и очень полезное мясо. Нужно ли говорить, что в конце пути ее ждут норвежские рыбаки с сетями наперевес. Ну а та треска, которая в эти сети не попадет, после нереста возвращается в Баренцево море. Дальше – полгода на откорм – и снова в путь на Лофотены.

Что же может изменить этот тысячелетний цикл? Норвежские ученые составили модель изменения климата в регионе вследствие глобального потепления. И у них получилось, что когда Баренцево море потеплеет, то треска, возможно, не захочет плыть полторы тысячи километров к Лофотенам: зачем, когда и здесь будет достаточно тепло для размножения? То есть – поел, поплавал и нерестись себе на удовольствие. Ученые говорят, что такое изменение может произойти в течение ближайших 70 лет.

Пока это не более чем прогноз, предположение, но норвежцы уже волнуются и хотят точно знать, возможно ли такое развитие событий. Уже заказаны дополнительные исследования на эту тему, в том числе – зарубежным ученым. Это, кстати говоря, очень по-норвежски. Жители этой страны, когда дела идут хорошо, особенно очень хорошо, то они не столько радуются, сколько сразу начинают думать: "А что будет завтра? Доплывет ли до нас наша лофотенская треска?"

Будем следить за этим и мы. В конце концов, если треска решит остаться в Баренцевом море, то в этом будет определенная справедливость: кормится-то она все-таки там.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация