Нашел деньги на водку, найди и за вытрезвитель
С 1 января вступил в силу закон, возвращающий к жизни институт вытрезвителей. Исчезнув 11 лет назад как подведомственная структура МВД, эти заведения возрождаются уже на новых принципах. Почему оказалось, что без них никак, и насколько радикально поменялся клиент?
В этом месте почти шекспировский вопрос "пить или не пить" давно решен. Все уже случилось. В нынешних заведениях практикуют легкую форму советского вытрезвления — сон на кушетке взаперти после осмотра фельдшером. И челябинский центр оказания помощи признан лучшим вытрезвителем России. Считай, спецотель "пять звезд". Не коньячных, разумеется. Теперь такой "трезвяк" — как называли их в СССР — не "сомнительная самодеятельность" регионов, а вполне законное учреждение.
"Общий порядок будет устанавливаться специальным решением трех министерств: МВД, Минздрава и социального министерства. И общий порядок будет установлен для всех вытрезвителей, которые будут в стране", – заявил Валерий Рязанский, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике.
Депутаты, принимавшие закон о вытрезвителях, в заботе о замерзающих на улицах, задумались и о самом слове: какое-то оно мрачное.
"Поэтому Владимир Жириновский предложил дать им название "приют для уставших", – сказал один из членов ЛДПР.
Но самих "уставших" фонетика слова "вытрезвитель" вряд ли испугает.
Вытрезвитель издавна – богатое месторождение фольклора. Ведь он вышел из народа, а часть его вышла из вытрезвителя. Вот и сатира киножурнала "Фитиль", и легендарные фразы датского профессора-лингвиста, посетившего "трезвеватель" в "Осеннем марафоне".
Смешно потому, что правда. И, как правило, горькая. Проблема-то настоящая. С глубокими историческими корнями.
Борьба социалистического общества с пьянством и алкоголизмом — ровесница самого общества. И эта система в советское время была почти нормой, то есть уже не вызывала отвращения.
Вплотную к детской площадке стоял вытрезвитель Фрунзенского района, рядом с Ямскими банями. И каждый день дети видели, как сюда привозят "контингент". И ни у кого не вызывало вопросов, что это за люди и зачем их сюда привезли.
После процедур клиентуре выдавалась квитанция: на рубль, на 10, на 25 – в зависимости от сложности опьянения. Далее следовала "телега" на работу — письмо, которое существенно влияло на карьеру. Неисправимых пьяниц ждал товарищеский суд.
ЛТП называли "колонией для алкоголиков". Коллектив и семья от них отдыхали, а они "исправлялись". Вернее, считалось, что исправляются. Сегодня, возродив вытрезвители, депутаты готовы идти дальше — возродить принудительное лечение трудом и изоляцией.
Впрочем, в среде врачей-наркологов и институт вытрезвителей считают чем-то архаичным, слишком усредненным и не современным методом: "Если человек болен, он невиновен, если человек виновен, значит, речь не идет о заболевании".
В одном регионе ему выставят счет за пребывание – полторы-две тысячи. В другом финансовое бремя власти возьмут на себя. Законом допустимы разные схемы. Многие считают, что если уж нашел деньги на водку, найди и за вытрезвитель.
Статистика: 95% посетителей — работоспособные мужчины от 25 до 60. Треть из них — постоянная клиентура, то есть попадают сюда многократно. Сами сотрудники этих центров оказания помощи признают: некоторых гостей уже ничего не исправит. Но даже он сегодня не замерзли и ничего не натворили, спокойно вернулись домой.