Владимир Меньшов: легенда нашего кино
Более ста ролей в кино, десятки фильмов ставших золотой коллекцией советского и российского кинематографа. Владимир Меньшов — народный артист и заслуженный деятель искусств РСФСР умер сегодня от последствий коронавирусной инфекции.
"Коллектив "Мосфильма" выражает глубокие соболезнования коллегам, родным и близким Владимира Валентиновича. Скорбим вместе с вами. Мы потеряли нашего дорогого друга, мосфильмовца, отдававшего родной киностудии все свои творческие силы и яркий талант, по-настоящему народного режиссёра, замечательные фильмы которого знают и любят миллионы людей", – сообщил "Мосфильм".
В 1965 году Меньшов окончил актерский факультет Школы-студии МХАТ, в 1970 – аспирантуру при кафедре режиссуры во ВГИКе в мастерской легендарного Михаила Ромма. В большом кино в качестве актера Владимир Меньшов дебютировал в 1972 году в главной роли в драме Алексея Сахарова "Человек на своем месте". А после снялся в десятках других фильмов, которые хорошо известны и любимы зрителями всех возрастов: "Сказ про то, как царь Петр арапа женил", "Где находится нофелет?", "Ночной дозор" и "Дневной дозор", "Generation "П", "Легенда №17". Снимался Владимир Валентинович и в сериалах. В середине двухтысячных в телефильме "Ликвидация" он играл у своего ученика Сергея Урсуляка.
"Это был абсолютно выдающийся режиссер, уникальный артист и прекрасный человек. В нем было то, что я больше всего люблю, он был похож на свои фильмы. Есть режиссеры, которые снимают фильмы, которые совершенно не похожи на них, и не понять, что они за люди. А Меньшов соответствовал тому, что он делал. Вообще он был очень честным. И в отношениях честным, и творчески честным", – отметил Сергей Урсуляк, режиссер.
Режиссерский дебют Меньшова состоялся в 1976 году, это был музыкальный фильм "Розыгрыш" о старшеклассниках по сценарию Семена Лунгина. А уже через два года начались съемки картины "Москва слезам не верит", которую за первый год проката посмотрело почти 90 миллионов зрителей, её купили более 100 стран мира.
"Москва слезам не верит" запустила меня ракетой, говорил Меньшов, но меня оберегло от головокружения то, что я вступил в пору известности уже взрослым человеком. "Оскар" за лучший фильм на иностранном языке – такой успех действительно мог вскружить голову любому.
В 84-м Меньшов снял комедию "Любовь и голуби" по одноименной пьесе Владимира Гуркина. "Народный фильм от народного Меньшова", писала тогда советская пресса. Цитаты из фильма до сих пор гуляют в народе.
"Для меня это удар очень сильный. Очень корневой мужик, такой русский художник. Таких сегодня по пальцам можно пересчитать. Почти нет. Это Шукшин Василий Макарович и Володя. Сегодня для меня удар очень сильный. Я хочу соболезнования выразить Верочке и дочери", – заявил Александр Михайлов, советский и российский актёр, кинорежиссёр, педагог.
В 1995 году, в разгар всероссийской приватизации, Меньшов снимает комедийный фарс "Ширли-мырли" с характерным для "лихих девяностых" политическим и криминальным юмором. Смех сквозь слезы, говорили тогда кинокритики. Одни считали картину провалом, а другие – одной из самых актуальных картин 90-х годов. Будучи представителем творческого цеха, Меньшов вообще никогда не оставался в стороне от того, что происходит в России. Всегда высказывал свою политическую позицию. Собирался на предстоящих выборах в Госдуму баллотироваться в депутаты.
"Вы знаете, что недавно на 11 съезде нашей партии, 26 июня, мы включили его в федеральную часть, в пятерку, и сегодня вот такая печальная весть. Выражаем искренние слова соболезнования родным и близким, и вся наша партия, вся наша команда понесла большую потерю, царство небесное Владимиру Валентиновичу", – заявил Сергей Миронов, политик.
"Он в состоянии был сыграть любую народную роль – и полководца Жукова после Михаила Ульянова, мне казалось, трудно собрать роль Жукова, но Меньшов гениально с ней справился. Потому что Жуков, как полководец, Меньшов, как актёр, режиссёр, как деятель культуры, своим масштабом соответствовали тем личностям, которых они играли", – отметил Геннадий Зюганов.
Он всегда говорил, что свою судьбу надо принимать и понимать. Она дана нам свыше. Его фильмы пропитаны любовью к людям, к русскому народу, поэтому они поистине стали народными.
"Это во всех смыслах большая потеря: в художественном смысле – потому что Меньшов – огромного масштаба художник. В гражданском смысле – потому что он был огромного масштаба гражданин. Он был страстно привязан к нашей родине. Он всё делал для того, чтобы в чем-то содействовать благополучию нашей страны. Он был очень активен, очень энергичен, очень страстен", – считает Карен Шахназаров, кинорежиссер.
Он действительно никогда не жаловался судьбу. Наверное, потому что понимал, как много она ему дала. "Я еще так много хочу сделать", – говорил Меньшов недавно, в одном из последних своих интервью. Но судьба распорядилась иначе.