К 60-летию со дня окончания перелёта по маршруту Москва-Антарктида-Москва
В этом году исполнилось 60 лет со дня окончания межконтинентального перелёта по маршруту Москва-Антарктида-Москва. Воздушная экспедиция показала, что советские самолёты могут преодолевать огромные расстояния. О рейсе, который готовили в условиях строгой секретности, расскажет Станислав Анисимов.
Рекорд советской гражданской авиации: сверхдальний рейс 1961 года, объединивший Москву и Антарктиду воздушным маршрутом.
Текст распоряжения Совета министров СССР о планируемом перелете подготовил Александр Афанасьев – начальник Главного управления Северного морского пути.
Сегодня черновик этого документа хранится в Государственном архиве на Большой Пироговской.
"Подчеркнуто карандашом то, что полет, о котором идет речь в этом распоряжении, это полет пробный, который позволит понять, возможно ли долететь до Антарктиды вот с помощью этой эстафеты или есть какие-то сложности", – пояснил главный специалист Государственного архива Российской Федерации Федор Мелентьев.
А сложности, разумеется, были.
В архиве Афанасьева сохранился план маршрута "Москва-Мирный" со всеми остановками. Он очень удивил пилота-инструктора Валерия Кренева, участвовавшего в подготовке перелета.
"Лететь до Антарктиды вот по этому маршруту, а у нас карты только до Австралии. И все. А дальше нет. Все", – заметил бывший пилот-инструктор 247 авиаотряда полярной авиации Валерий Кренев.
Побеседовав с экипажами, летающими на международных линиях, Валерий Александрович выяснил: найти недостающие карты и навигационные данные можно в пунктах пролета и возможной посадки, там они не были засекречены как в СССР. Конечно, это был большой риск.
"А если не дадут? Тогда как быть? Так вот, на всякий случай было взято с собой много сувениров. А какие русские сувениры? Водочка, икра красная, черная", – заметил Кренев.
Из Москвы трансконтинетальный рейс вылетел 15 декабря 1961 года, в Антарктиде он приземлился через 10 дней. Общая протяженность маршрута составила 26 423 километра. Путь пролегал через четыре континента и два океана.
Пассажирские рейсы ИЛ-18 связывали Москву с поселками и городами Крайнего Севера. Именно этот самолет и был выбран для перелета в Антарктиду. В салоне установили дополнительно 6 баков по 800 литров горючего каждый.
"Столкнулись с трудностью: фюзеляж у него маленький, 3 с небольшим метра, и вот эти грузы крупногабаритные туда не помещались. И тогда туда был привлечен еще АН-12", – отметила экскурсовод Центрального музея Военно-воздушных сил Марина Тараканова.
Из-за секретности в документах его называли грузовым вариантом АН-10. Для посадки в Антарктиде были изготовлены специальные лыжи из титана, которые подогревались от двигателя самолета.
Всего в перелете участвовало 33 человека, среди них – группа ученых-исследователей.
Зафиксировать перелет на пленку было поручено кинооператору Центральной студии документальных фильмов Марку Трояновскому.
"Он сравнивал этот полет с полетом на Северный полюс. На Северном Полюсе можно было снимать из окна самолета. Самолеты летели на высоте 600-7000 метров. Скорость 160 километров в час. Ну это фактически автомобиль. А Тут значит 10 тысяч метров, скорость тоже где-то там 700 километров в час. И ничего не видно", – пояснил сын М. Трояновского, зам. директора Института физических проблем имени П.Л. Капицы РАН Алексей Трояновский.
Камерой конвас Марка Антоновича заинтересовались пингвины. Непуганые птицы, они редко встречали человека и тем более съемочную технику.
На память из поездки Трояновский привез вот такой сувенир – яйцо пингвина, очищенное от содержимого. Сегодня это семейная реликвия.
А вот с хроникой перелета было не все так удачно. Из отснятого материала, а это более двух часов пленки, в фильм вошло лишь 17 минут. Остальное было засекречено.