ПМЭФ-2022

Голодающие подождут: простые варианты вывоза зерна Украину и Запад не устраивают

18 июня 2022 09:38
Президент США Джо Байден "разродился" собственным планом вывоза зерна с Украины. Чем Запад не устраивают более простые пути решения проблемы?

5 миллионов тонн пшеницы и еще 7 миллионов тонн кукурузы – Владимир Путин, выступая на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), озвучил точные цифры по объемам зерна, оставшегося на Украине. Это капля в море для общемирового оборота. При этом у Украины есть как минимум 5-6 вариантов по экспорту зерновых. Все зависит от киевских властей, пусть разминируют порты и вывозят.

"Возможности вывоза есть, причем не только через черноморские порты. Пожалуйста, через Белоруссию вывозите – самый дешевый путь, кстати говоря. Через Польшу, Румынию – сколько угодно. Там пять или шесть вариантов вывозки. Но дело не в нас, дело в адекватности людей, которые находятся у власти в Киеве. Пусть решают, как им поступить в данном случае, хотя бы не ориентироваться на своих хозяев где-нибудь там из-за границы, из-за рубежа, из-за океана", – заявил президент России Владимир Путин.

Глава государства отметил: России бы не хотелось, чтобы в каких-то странах люди страдали от нехватки продуктов питания. Наша страна готова значительно увеличить экспорт продовольствия и удобрений в те регионы, где они особенно необходимы.

Но за океаном, видимо, готовы пойти на все, лишь бы не допустить того, чтобы русские спасали мир от голода. Вашингтон даже "разродился" своим альтернативным планом решения украинской зерновой проблемы. Зачем разминировать порт Одессы, создавать какой-то коридор? И уж тем более никого не волнует, что на минах, бесконтрольно дрейфующих в акватории Черного моря, подрываются сами одесситы.

"Эта история не про бизнес, не про логистику, не про поставки зерновых украинских, которых не так много, как выяснилось. Это очередной пиар-повод в рамках информационной войны против России, для того, чтобы Россию демонизировать. Глубины там никакой не надо. Главное – сделать яркие заголовки и максимально в виде мемов растиражировать их через глобальные медиа-системы", – объясняет Алексей Мартынов, политолог, директор Международного института новейших государств.

Оптимальные варианты решения зерновой проблемы американцам не подходят. Джо Байден заявил о разработке своего плана по вывозу зерна. Для этого США и Евросоюз планируют построить на границах Украины (в том числе с Польшей) временные хранилища для транспортировки пшеницы по железной дороге.

И тут надо сделать небольшое отступление. Ширина колеи на Украине отличается от колеи в Европе. На территории Незалежной есть четыре пункта смены тележек: Ягодин и Мостиська на границе с Польшей могут обслуживать 46 вагонов в сутки, Есень на границе с Венгрией 30 вагонов, Вадул-Сирет на границе с Румынией – еще 40. Вместе с зарубежными пунктами перестановки возможен пропуск не более 175 вагонов в сутки.

В среднем в каждый вагон помещается около 70 тонн зерна. То есть максимум в день можно вывезти примерно 12 тысяч тонн. На транспортировку миллиона тонн уйдет 2,5 месяца. На вывоз 20 миллионов таким способом потребуется несколько лет.

Виновата, конечно, Россия: русские, видите ли, блокируют экспорт. Но почему-то никто на Западе не говорит о том, что проблемы с вывозом зерновых на Украине возникли не сегодня. Вот заголовок в украинском аграрном журнале "Зерно", статья вышла еще в 2016 году: "Вагоны, маршруты, а возить зерно не в чем".

Цитируем слова главного редактора: "Ведь как строит среднестатистический хозяин? Есть ли у него накопительные железнодорожные пути, чтобы формировать маршрут из 54 вагонов по 70 тысяч килограммов? Сколько по времени грузится 70 тонн? Если час, то, значит, такому хозяину нужен состав из 54 пустых вагонов на трое суток только под погрузку. И это будет всего лишь 3,5 тысячи тонн. А если нужно большой контракт выполнить на 20-30 тысяч? Тогда вообще вся железная дорога должна стоять у него на путях".

Еще одна статья в украинской прессе называется "Рекорд под угрозой срыва. Что стопорит экспорт зерна с Украины?" Некоторые выдержки оттуда тезисно: "крупные агрохолдинги столкнулись со сложностями в железнодорожных перевозках", "дефицит грузовых вагонов составляет 9000 штук". С 1993 года "Укрзализница" не построила ни одного вагона-зерновоза. Их катастрофически не хватает, они устаревшие, а украинские вагоностроительные предприятия в настоящее время простаивают.

Современных элеваторов тоже хронический дефицит. Всего на Украине 1237 зернохранилищ. Они обеспечивают 49 миллионов тонн единовременного хранения зерновых. Самые серьезные мощности в Одесской и Полтавской областях – примерно по 5 миллионов тонн. Этого недостаточно, Украина нуждается в строительстве дополнительных 300-400 элеваторов.

Украинские сельхозпроизводители теряют, по разным данным, 10-20% урожая именно из-за его неправильного хранения. А из-за дефицита линейных элеваторов позднюю зерновую группу оставляют на зимовку просто в поле, теряя и качество, и объем урожая.

Вот и сейчас наступает время собирать новый урожай, а хранилища до сих пор заполнены на 40%. Оперативно зерно можно было бы вывезти по морю, как предлагает Россия. Зимой через украинские порты проходило 4,5 миллиона тонн сельхозпродукции в месяц.

Но зачем торопиться? Лучше соорудить временные зернохранилища на западе страны, свалить туда зерно, пусть оно там гниет, а голодающая Африка потерпит.

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях. "Смотрим"Telegram и Яндекс.Дзен, Вести.Ru – Одноклассники, ВКонтакте, Яндекс.Дзен и Telegram.