Францию может парализовать на недели
Париж, Марсель, Лилль, Лион, Ренн – это только некоторые из сегодняшних очагов протеста. Не вышли на работу мусорщики, сотрудники почты, закрыта почти половина школ. А протест в лицее Тюрго в Париже напомнил о жарком мае 1968-го, когда студенты также выражали недоверие властям.
Хотя на Елисейских полях ассоциации у владельцев дорогих бутиков, скорее, с недавними акциями "Желтых жилетов". Как во Флориде перед ураганом, на парижских авеню спешно закрывают картоном дорогие витрины. Всего в протестах принимают участие жители 215 французских городов.
На площади Республики яблоку негде упасть, несмотря на то, что добраться до центра Парижа было очень непросто. Метро встало, открыта была только та линия, где поезда ходят автоматически. Около 80% машинистов, больше половины контролеров на железной дороге не вышли на работу. Бастует подавляющее количество учителей, студенты заблокировали 60 лицеев, отказалась работать часть госслужащих. Люди не хотят повышения пенсионного возраста на два года и сокращения льгот.
За последние месяцы редкое единство профсоюзов, больше двухсот манифестаций по всей стране. Люди выступают против реформы, но еще хотят побить рекорд от 2019 года, когда на улицы вышли больше 800 тысяч человек. Тогда реформу отложили, сейчас проблем помимо нее накопилось много, цель этого четверга – мобилизовать около миллиона французов.
"Макрон путешествует, развлекается и ограничивает наиболее уязвимые слои населения, и все его правительство говорит, что это справедливо, но это не так. Я думал, что я живу в стране, где уважают и предпочитают работающих людей, но это не так. Во Франции все больше нищеты, бедности, мы не хотим, чтобы люди искали еду в мусорках, чтобы они переживали, что не могут оплатить аренду жилья. Цены растут, счета растут, еда дороже, нам все сложнее свести концы с концами", – говорит один из протестующих.
Вместе с президентом разъехались по разным странам еще 11 его министров. Оппозиция в лице левых объявила о том, что действующие власти таким образом выразили свое истинное отношение к проблемам французов.
"Я считаю, что правительство уже проиграло битву за то, чтобы убедить людей. Эта пенсионная реформа бессмысленна. Ее нужно остановить. Для Макрона было бы лучше, если бы он перестал продвигать ее. Это было бы для него делом чести", – заявил французский политик Жан-Люк Меланшон.
Меланшон – в Марселе, что на юге, на севере страны остановилось паромное сообщение, закрыты порты Кале и Дувр. Бастовали пилоты, журналисты, работники нефтеперерабатывающих предприятий, почти весь персонал компании Total, таксисты.
"У нас развернулась целая война в сфере такси, иностранцы захватили рынок. Я был за Европу, но нам продали другой "салат", ЕС превратился в придаток США и Китая", – говорит один из таксистов.
Еще один стратегический важный сектор – энергетика. Бастующие хотели точечно отключать дома чиновников, ответственных за непопулярную реформу, но в итоге снизили выработку электричества в рамках всей страны.
"Макрон не раз повторил, что он хочет выбесить французов и ему наплевать на Францию, это ненормально, он должен быть здесь и слышать французов", – считает один из забастовщиков.
Закрыты Эйфелева башня и Версальский дворец. Бастуют и полицейские, все оставшиеся силы стражей порядка бросили на предотвращение погромов. Около 10 тысяч человек. Тщетно. В парижской толпе любителей громить банки, страховые агентства – несколько сотен. Главное оружие – камни, файеры и мусорки. В погоне за нарушителями бьют дубинками без разбора и забрасывают толпу гранатами со слезоточивым газом. Несколько десятков человек арестовали. Несмотря на все попытки защитить витрины и фасады, разъяренная молодежь находила способы разбить стекла.
Погромы как яркая иллюстрация того настроения, которое царит сегодня во Франции. Профсоюзы намерены вечером собраться и решить, начинать ли длительную забастовку, которая может парализовать работу всей страны на дни и недели вперед.