"Родченко. Личное" – новая выставка в Центре "Зотов"

23 сентября 2023 19:24
Организаторы исследуют творчество "великого экспериментатора" через его повседневную жизнь.

Фотографии, дневники и письма – главные экспонаты выставки "Родченко. Личное" в Центре "Зотов". Организаторы исследуют творчество "великого экспериментатора" через его повседневную жизнь. Об искусстве в обыкновенном находить необыкновенное – Алия Шарифуллина.

Из всех легенд русского авангарда Родченко мы видим чаще всего, чаще Татлина, Малевича, Лисицкого, Кандинского. Его работы не рассеяны по миру, они отлично сохранились, легко поддаются историзации, вписываются в любой дизайн и не требуют особенной подготовки для восприятия. Его образы и приёмы мы давно отлично знаем, чувствуем. И здесь они тоже есть. Но кураторы предлагают на привычные, необычные ракурсы Родченко взглянуть под другим углом дневниковых записей. Ведь то, как художник чувствует, как мыслит и о чём мечтает, находит отражение в том, какие методы он использует в искусстве.

"Он любил говорить про то, как он фотографирует, в частности, что нужно в обычных вещах видеть что-то необычное. Мы постарались, применить этот метод. Как раз с помощью этой личной историей дневников его личность совершенно по-другому раскрывается и по-другому раскрывается сами произведения, которые мы видим и которые, может быть, уже много раз видели до этого", – рассказала директор Центра "Зотов" Дарья Филиппова.

Есть здесь и знаменитый портрет матери, сосредоточенно и серьёзно что-то разглядывающей через пенсне. Узнаем: Екатерина Лаврентьева научилась читать в довольно позднем возрасте, и в этот момент ей достаточно сложно читать то, что находится перед ней. А это портрет Варвары Степановой, супруги художника. Между ними был долгий эпистолярный роман. Родченко писал на белой почтовой бумаге зелеными чернилами, так мелко, что Варвара Федоровна боялась стряхнуть с листа эти "тонкие изумрудные нити". Переходим в мастерскую художника, где собирались друзья и ученики, играли в маджонг, спорили. Родченко любил показывать фокусы, а когда фотографировал, старался делать это по возможности незаметно.

Больше полусотни снимков 20-х и 30-х годов, позволяющие отправиться с художником на прогулку по городу, увидеть, как он делает репортаж, встречается с семьей и коллегами. Личных вещей на выставке мало. Есть карандаш Степановой, инструменты Родченко и, конечно, любимая кепка.

"У него была очень необычная привычка. Он любил обновлять вещи: приезжал к какому-нибудь откосу железнодорожному в новой одеже и начинал по нему кататься. Таким образом вещь немножко обживалась историей, становилась его. Ему уже послед этого было комфортно в ней работать", – поделилась куратор выставки Анна Замрий.

В этих залах забываешь привычные формулы о том, что конструктивизм – это про аскетизм, полезность и рациональность. Родченко здесь совсем иной – трогательный, весёлый, уютный даже. Каждый творческий человек есть сумма впечатлений: детства, юности, среды иллюзий. Его путь не выдумывается, он складывается из разных материалов. Отбросить их – значит остаться ни с чем.