Кама Гинкас поставил в ТЮЗе "Записки покойного Белкина"
Кама Гинкас продолжает сценическую пушкиниану. В Московском ТЮЗе – премьера постановки "Записки покойного Белкина". В хрестоматийных повестях из школьной программы режиссер находит новые смыслы и предлагает глубокое исследование личности автора. Юлия Кундрюкова продолжит.
Спектакль по Пушкину и о Пушкине – это пояснение в программке к премьере. Ограничение по возрасту – шестнадцать плюс – прежде всего потому, что спектакль получился очень объемным. И чтобы считать все слои – нужен крепкий бэкграунд. В постановке переплелись истории и герои из двух повестей – "Выстрел" и "Метель". И, как почти всегда у Гинкаса, герои говорят о себе в третьем лице.
Полина Кугушева в театре – второй сезон. Юная актриса исполняет роль Маши из повести "Метель" и в то же время – всех женских персонажей. Выходит и в образе Натальи Гончаровой. Как современная женщина, актриса немного обижена на Пушкина за то, что мужские линии прописаны подробно, а над женскими ей, играя, пришлось попотеть. "Конечно, этой ночью с ней случилось взросление. Это очень большое потрясение. И это не просто упала в обморок, ну и дальше пошла, в следующего влюбилась. Это превращение из девчонки, которая в валенках тут бегает у нас, в женщину", – рассказала актриса Полина Кугушева.
Через шесть лет после публикации повестей Пушкин будет убит. Кама Гинкас в постановке демонстрирует убеждение в том, что поэт искал смерти. И немного подшучивая над зрителем, который будет проверять факты в интернете, рассказывает о дуэлях поэта, вплетая это в сюжет повести "Выстрел". Сергей Кузнецов в постановке – и Сильвио из "Выстрела", и Владимир из "Метели", и в то же время – обобщенный образ всех противников Пушкина, с которыми ему приходилось стреляться в течение жизни. При всем уважении к великому каждый из артистов демонстрирует в спектакле собственное представление о поэте. "У меня Александр Сергеевич – хулиган. Вызывает на дуэли и тут же их отменяет, уезжает куда-то... Вызвал, не помню, Сологуба, что ли, на дуэль. Сологуб готовится, весь потный, бежит, готовит пистолеты, надевает костюм, шапку ищет, а Пушкин уже уехал", – поделился актер Сергей Кузнецов.
Именно Болдинская осень стала для Пушкина самым плодотворным временем и периодом переосмыслений. Кама Гинкас внимательно и не раз прочел и прочувствовал всё, что поэт написал в Болдино. И как режиссер, копающий глубоко, как будто примерил всё, что тогда происходило с Пушкиным, на себя. "Я должен жениться, я должен стать как Карамзин или как Жуковский, серьезным мужчиной, серьезным деятелем культуры, а то я какой-то не такой. Пытается поменять жизнь. Но поменять ему не удастся, потому что он не как люди – он Пушкин", – пояснил режиссер, народный артист России Кама Гинкас.
Легкое отношение к жизни героя из "Выстрела" Кама Гинкас уравнял с таким же отношением Пушкина. Легко и шутя в спектакле герои проходят испытания. Но финал постановки – выстрел, который в повести был пущен в воздух, а в жизни – в тело поэта.