В Пушкинском музее воплотили "Воображаемый музей" Андре Мальро
«Воображаемый музей» заговорил. В Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина открывается выставка «Голоса воображаемого музея Андре Мальро». Концепция французского писателя, философа, общественного деятеля на время получила своё вещественное воплощение. «Воображаемый музей» – это эссе Мальро, написанное им в 1947 году. В нём, среди прочих, выражена мысль об идеальном музее, который объединяет различные стили и эпохи. Новый проект в Москве представляет порядка двухсот работ. А куратором выставки стала президент музея Ирина Александровна Антонова. Репортаж Антона Николаева.
В Пушкинском музее происходит что-то невообразимое: из самых разных уголков мира привезли множество шедевров разных эпох и культур и расставляют вперемешку. Античные скульптуры рядом с русской иконописью, Рембрандт рядом с Гойей. Так мог бы выглядеть какой-нибудь крупный музей в эвакуации во время войны, но не выставка, которую готовили целый год. Но в этом беспорядке и состоит главная идея.
«Нетрудно прийти в зал, где висят только Эдуарды Мане, и биографически рассказать: вот таким он был в молодости, потом сделал то и то. Другое дело – прийти в зал искусства импрессионизма. Но эпоха – одна. Это интересно, но ещё один из приемов обострения нашего зрения – это совмещение вещей, которые обычно рядом не висят», – пояснила президент ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова.
У каждой выставки есть куратор – человек, который придумывает идею, концепцию. У этой выставки он тоже есть, но здесь его нет. Это известный общественный деятель Франции ХХ века, писатель, философ, министр культуры в правительстве Шарля де Голля – Андре Мальро.
«Когда говоришь об этом человеке, даже трудно охарактеризовать, кто это, одним словом сказать невозможно. Такой штамп, как "деятель культуры", который я не очень люблю, тем не менее, наиболее полно отражает деятельность этого человека», – отметила директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак.
В 1947 году Андре Мальро в своем эссе «Воображаемый музей» сформулировал идею, согласно которой и построена эта экспозиция. В реальности такого не осуществлял никто и никогда.
«Суть в том, что Мальро отбирал вещи, на примере которых можно проследить диалог цивилизаций. Это и происходит на выставке. Вот почему здесь так много шедевров: и Рембрандт, и Веласкес, и Гойя. А какие-нибудь африканские маски – они анонимны, мы не знаем автора, но по своему качеству это произведения выдающегося уровня», – прокомментировал профессор Сорбонны, куратор выставки Франсуа де Сен-Шерон.
В феврале, когда выставка закроется, все станет на свои места. Экспонаты разъедутся по странам, эти залы Пушкинского опустеют. «Воображаемый музей» снова превратится в идею. Просто идею.