Масштабный проект, две площадки. В Москве готовится к открытию ретроспектива художника Эль Лисицкого
В Москве готовится к открытию ретроспектива художника Эль Лисицкого. Экспозиция настолько масштабна, что будет располагаться сразу на двух площадках: в Еврейском музее и центре толерантности и Новой Третьяковке на Крымском валу. Сегодня выставку открыли для журналистов. Репортаж Антона Николаева.
Эль Лисицкий еще при жизни стал знаменитостью в Европе, где сегодня находится большинство его работ, но не на родине. Живописных полотен в России − ни одного, посетовала на открытии выставки гендиректор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. А немногочисленная графика, имеющаяся в российских собраниях, вплоть до начала перестройки в СССР не экспонировалась, поскольку все искусство русского авангарда было под негласным запретом.
«Я хорошо помню, что в годы моей учебы на искусствоведческом отделении МГУ, это была середина 70-х годов, наши преподаватели тайком водили нас в запасники Третьяковской галереи, где показывали составленные в штабеля работы художников русского авангарда», − вспоминает генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Третьяковка впервые показывает живописные проуны Лисицкого. Этот термин художник придумал в 19-м году. Это цветные динамичные конструкции из линий и геометрических объектов. Сам художник считал проуны «пересадочной станцией из живописи в архитектуру». На выставке можно увидеть и его архитектурные проекты. Большинство из них не были осуществлены.
Вторая часть экспозиции, в Еврейском музее и центре толерантности, рассказывает о раннем творчестве художника, и оно кардинально отличается от его авангардных экспериментов. Это иллюстрации Лисицкого к сказкам Киплинга. В 1915 в Российской империи впервые разрешили издавать книги на идише, и художник активно включился в этот процесс.
«Лисицкий тогда состоял в Национальном объединении еврейских художников и иллюстраторов. Он хотел работать в том направлении. В то время его привлекало иллюстрирование книг на идише, поэтому это его яркий период творчества», − пояснил генеральный директор Еврейского музея и центра толерантности Александр Борода.
Лисицкий участвовал в постановках спектаклей, экспериментировал с фотографией, работал как фоторедактор в журнале «СССР на стройке». Его революционные идеи оказались востребованы временем. На короткое время ему был предоставлен карт-бланш в искусстве. Но этот период очень быстро закончился. Уже к концу 30-х авангардные идеи окончательно уступили место победившему социалистическому реализму.