В Третьяковке отреставрировали бронзовый рельеф Ивана Шадра "Борьба с землей"
Знаменитый рельеф советского скульптора Ивана Шадра "Борьба с землей" отреставрировали в Третьяковской галерее. Четыре десятка лет он простоял под открытым небом и сильно пострадал от коррозии. О том, как восстанавливали монументальную скульптуру, Юлия Струкова.
Отреставрированный рельеф Ивана Шадра "Борьба с землей" – единственное сохранившееся монументальное произведение скульптора. Сейчас рельеф "живет" в мастерских Третьяковской галереи на Крымском валу. Здесь идеальные условия для его хранения. А еще несколько лет тому назад зимой и летом он обитал во внутреннем дворе и был на грани разрушения.
"Мы начали с того, что убрали его во внутренний двор Третьяковской галереи на Крымском валу. Реставраторы произвели первую поверхностную очистку, затем был составлен целый том документации о будущей реставрации, как это будет", – сообщила заведующая отделом скульптуры Государственной Третьяковской галереи Ирина Седова.
"Были на металле очень глубокие прорывы с деформацией, рельеф был практически загнут. И когда его разгибаешь, получается такая история, что металл очень хрупкий. Ты должен, как сапер, очень деликатно это делать, чтобы не вызвать новые разрывы", – поделился заведующий отделом реставрации скульптуры ХХ века Государственной Третьяковской галереи Александр Карандашев.
Рельеф из трех частей, и, чтобы показать его нашей съемочной группе целиком, его решили переместить на улицу. Шесть метров в длину, два в высоту. Чтобы перевезти полуторатонный рельеф, были созданы специальные опорные мобильные конструкции. Они сделаны не только для перевозки, но и для хранения и экспонирования произведения. Важен угол наклона – 20 градусов, – чтобы снизить нагрузку на нижнюю часть рельефа.
Рельеф должен был стать частью огромного фонтана на Первой сельскохозяйственной кустарной выставке 1923 года. Иван Шадр выиграл этот проект, опередив Сергея Конёнкова и Николая Андреева. В центре композиции – рабочий за рулем мощного трактора. Внизу – тот самый рельеф – борьба крестьян с землей.
"Шадр – это очень взвихренная, очень взволнованная натура. Он хотел сделать подводную скульптуру, мечтал о подземной скульптуре, чтоб она вся светилась. Он мечтал сделать огромный памятник Ленину с каким-то безумным освещением", – рассказала Ирина Седова.
Как и множество идей скульптора, фонтан остался лишь проектом. Рельеф, сделанный Шадром в гипсе, долго был никому не нужен. Но в 59-м году его отлили в бронзе, отдали в Третьяковскую галерею. До середины 80-х он оставался на стене во внутреннем дворе музея в Лаврушинском переулке. Потом рельеф демонтировали – произведение пролежало на улице без малого сорок лет.
"Вот этот угол был утрачен – его мы восстанавливали. Какие-то элементы в ходе расчистки для нас открылись. Если мы посмотрим на левую часть – там видна голова лошади, волы, уходящие в даль. До начала работ они фактически терялись, мы их даже не видели, а когда закончили работу, восстановили патину, то, приглядевшись, их заметили", – пояснил реставратор Олег Кабакин.
Несколько лет исследований. Девять месяцев сложнейших работ. Уже в скором времени рельеф поменяет свое место жительства – и его сможет увидеть широкая публика. Экспонировать монументальное произведение Шадра будут в корпусе Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной.
