4 мая 2017, 10:06 4 мая 2017, 11:06 4 мая 2017, 12:06 4 мая 2017, 13:06 4 мая 2017, 14:06 4 мая 2017, 15:06 4 мая 2017, 16:06 4 мая 2017, 17:06 4 мая 2017, 18:06 4 мая 2017, 19:06 4 мая 2017, 20:06

Немой фильм "Обломок империи" показали в Мариинке в сопровождении оркестра

  • Картинка
  • Немой фильм "Обломок империи" показали в Мариинке в сопровождении оркестра
  • Картинка
    Немой фильм "Обломок империи" показали в Мариинке в сопровождении оркестра
  • Немой фильм "Обломок империи" показали в Мариинке в сопровождении оркестра
Партитуру для симфонического оркестра создал композитор Владимир Дешевов, автор первых советских балетов и опер. Но прозвучала эта музыка лишь раз – на премьере фильма. Восстановить историческую справедливость решили в Мариинке и провели настоящую исследовательскую работу.

Необычный киносеанс состоялся в Концертном зале Мариинского театра. Фильм 1929 года «Обломок империи», снятый классиком советского киноавангарда Фридрихом Эрмлером, стал одной из последних «немых» лент в отечественном кинематографе. Показывать ленту предполагалось с обязательным, по канонам жанра, музыкальным сопровождением. Партитуру для симфонического оркестра создал композитор Владимир Дешевов, автор первых советских балетов и опер. Но прозвучала эта музыка лишь раз – на премьере фильма. Наступали другие времена, и авангардисты оказались в опале. Восстановить историческую справедливость решили в Мариинке и провели настоящую исследовательскую работу. 

Эта премьера – одна из самых необычных за всю историю нового Концертного зала Мариинского театра. На сцене – киноэкран. Перед ним, почти в полной темноте – оркестранты. Музыка, написанная композитором-авангардистом Владимиром Дешевовым, впервые звучит в живом исполнении после 1929 года.

Выполняя этот срочный заказ, Дешевов буквально за неделю создал полуторачасовую звуковую дорожку к уже готовому фильму. Восстанавливал ее композитор Матвей Соболев – полтора года. Тогда он был пятикурсником Петербургской консерватории, выполнял дипломную работу. Собирал партитуру, как мозаику, по комплекту оркестровых партий, хранящемуся в нотной библиотеке Мариинского театра.

«Первоначально я получил фото рукописных партий и по ним собирал партитуру. О дальнейших планах я не думал, что получится в таком масштабе», – признался композитор Матвей Соболев.

Масштаб впечатлил, когда после нескольких месяцев репетиций музыка зазвучала в исполнении Cимфонического оркестра Мариинского театра. У дирижера в наушниках – слышная только ему подсказка, чтобы четко попасть в картинку на экране.

«Фатального тут ничего не случится. Где-то придется нагнать и съесть несколько тактов, и это будет, конечно, стрессом для всех. Ну, у нас сегодня, слава Богу, прошло все гладко, репетиций хватило», – поделился дирижер Иван Столбов.

Конец двадцатых годов прошлого века – время экспериментов и в музыке, и в кино. В фильме Эрмлера – сложный, нелинейный сюжет: человек, потерявший память во время Гражданской войны, возвращается в мирную жизнь, вспоминает прошлое и уносится мечтами в будущее. И динамичный, клиповый монтаж. Соответствует этим новациям и музыка.

«Есть и тональная музыка, есть такие диссонансы, которые добавляют музыкальную изюминку, чтобы было и слуху за что зацепиться, не только смотреть. Ну, и в принципе, она очень живая, добавляет какую-то психологичность образам, ситуациям», – отметил Матвей Соболев.

«Обломок империи» вышел на экраны, когда звуковое кино в мире делало первые шаги. Написанная Владимиром Дешевовым музыка была не только прощанием с «великим немым», но и предчувствием новой эпохи в кинематографе. 

Новости культуры

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация