Сатирическая премьера: тексты Саши Черного, музыка Дмитрия Шостаковича
«Никогда не спорь, ибо все одинаково верят в свои заблуждения». Советов, подобных этому, великое множество опубликовал Саша Чёрный, лирик и сатирик, поэт Серебряного века, в котором серебра было не так много, как звенящей меди, уморительно насмешливой или горькой от великого сожаления. Как писал о нём Куприн: «Сатира его была нацелена на оподление современной жизни».
В столичном театре «Школа драматического искусства» - премьера спектакля с текстами Саши Чёрного и музыкой Дмитрия Шостаковича. В 1960-м стихи полузабытого поэта-эмигранта вдохновили композитора на создание цикла песен и романсов. Чтобы не возникло проблем с цензурой, (многие тексты довольно злые), он добавил подзаголовок «Картинки прошлого». На чтении и пении музыкант и режиссёр Елена Амирбекян построила спектакль, который, надо сказать, тоже мог бы пощекотать нервы цензорам.
Эксперимент в «Школе драматического искусства» – дело обычное. Но когда материал позволяет еще и хулиганить, получается не эксперимент, а бомба.
Стихи Саши Черного вдохновили Шостаковича написать вокальный цикл «Сатиры». Слово поэта, образное, хлесткое, которое задевало многих в начале ХХ века, подхлестнуло Елену Амирбекян сделать этот спектакль.
Спектакль, собранный из стихов и ремарок Саши Черного, прочно сшитый музыкой Шостаковича, развязал руки актерам. Они осмелели, запели, заговорили забытым, едким слогом.
Шесть актеров читают стихи Черного, репризы, мысли вслух, поют еврейские песни, сами получают удовольствие от поисков подтекстов и скрытых смыслов. Сегодня многое кажется преувеличенным, но в том, что касается цензуры и политики, Саша Черный необычайно точен.
Черный мастерски срывал маски, обличал лицемеров и ханжей. Многие побаивались стать его мишенью. Ввязавшись в эту историю, каждый участник спектакля искал свои собственные смыслы и аргументы, почему именно это волнует его сегодня.
Камерное пространство для камерного спектакля, когда актер находится в метре от зрителей, и каждое едкое слово уходит в зал, точно попадая в цель. Правда, люди достойные сатиры, не всегда ее понимают.