В Концертном зале Чайковского прозвучала "Русалка" Даргомыжского
В Концертном зале Чайковского прозвучала «Русалка» Даргомыжского. Редко исполняемый шедевр композитора, заявленный в программе как «концертное исполнение» оперы, оказался захватывающим действом и современной по духу драмой. Репортаж Лидии Алёшиной.
Соглашаясь на эту постановку, каждый из участников понимал – идет на риск. Опера «Русалка» для этих исполнителей - сочинение не репертуарное. Другие оперы музыканты, например, Московского камерного оркестра Musica Viva под управлением Александра Рудина исполняли, но только в концертных версиях, а здесь - мизансцены, декорации.
«Когда ставят оперы, это несколько месяцев, у нас были спевки: и оркестровые, и под рояль; это было, но раза в четыре меньше, чем в театре. Это создавало сложности», - говорит дирижер и художественный руководитель Московского камерного оркестра Musica Viva Александр Рудин.
Признаются, работа увлекла каждого. Артистам Московского Синодального хора даже пришлось ездить на примерки костюмов, которые специально шили для этого концерта, и продумывать свою роль в мизансценах.
«Обычно хор поет статично, а здесь от нас требовались сценические движения, реакции живые на то, что происходит на сцене», - рассказывает регент Московского Синодального хора Алексей Пузаков.
Для солистки Светланы Касьян, исполнительницы главной партии, «Русалка» – это первое соприкосновение с оперой Даргомыжского. Трагическая история о любви и измене. Партия, признается, сложная и не только технически.
«В опере образ двух женщин – хрупкая молодая девушка – чистая и наивная, и далее, спустя 12 лет, превратилась в русалку - холодную, могучую, сильную женщину», - говорит сопрано Светлана Касьян.
Сцена Концертного зала Чайковского в этот вечер почти театральная – видеоряд, декорации, участники в театральных костюмах, даже за кулисами, где обычно инструменты и партитуры, в этот вечер искусственные цветы и бокалы с шампанским – подготовленный сценический реквизит.
Увидеть за кулисами огромных немецких догов – такое бывает не каждый день, в этом спектакле у них свои роли – Фаина и Варвара.
Для них эта опера - тоже дебют. Репетировали с удовольствием, а вот на концерте выйти на сцену одна из пятнистых исполнительниц категорически отказалась. Впрочем, на восприятие оперы публикой это не повлияло.
Эта версия «Русалки» - событие, которое вряд ли повторят.
«Мы же не театр оперный. Все наши оперные исполнения были по разу. Генделя - кантаты и оратории, к сожалению, все это по одному разу», - делится Александр Рудин.
После концерта музыканты вернутся к более привычным для них произведениям.
Читайте также:
На "Худсовете". Певица Светлана Касьян и руководитель Синодального хора Алексей Пузаков