26-й фестиваль "Балтийский дом" прошел под девизом "Театр по правилам и без"
В Санкт-Петербурге завершается 26-й Международный театральный фестиваль "Балтийский дом". Его девиз: "Театр по правилам и без". В афише фестиваля около двух десятков спектаклей, созданных как признанными мастерами, так и лидерами нового поколения театральных режиссеров. Ключевым событием стал показ трилогии Андрея Кончаловского по Чехову - "Дядя Ваня", "Три сестры", "Вишневый сад". О других спектаклях-участниках - в репортаже Надежды Гусаровой.
Спектакль Ростовского театра драмы имени Горького "Тихий Дон" - единственный в афише фестиваля "Балтийский дом", поставленный по классическим театральным канонам. Все остальные - "играют не по правилам". И это, по мнению организаторов, продиктовано особенностью современных тенденций в искусстве.
"Мы находимся в некоем таком драматическом изломе правил и нарушения этих правил. И вот эти тектонические разломы сегодня и составляют суть не только театрального, но и нашего жизненного уклада", - поясняет генеральный директор Театра-фестиваля "Балтийский дом" Сергей Шуб.
А потому всевозможные возмутители спокойствия на фестивале - в центре внимания. Древнегреческая Антигона в постановке Национального латвийского театра - обычная молодая девушка, которая противопоставляет неписаные законы милосердия и любви - официальным. И даже гибель свою наполняет особым смыслом.
О том, насколько важно желание изменить мир, говорит и пример Пиппо Дельбоно, показавшего на фестивале свой новый спектакль "Евангелие". Итальянский режиссер даже основал собственную театральную компанию, в которой сам набирает актеров, пишет пьесы и в них же сам играет.
"Я веду свое актерское и режиссерское начало из той школы, которая существует в Европе. Это очень большая серия правил: правила ритма, пауз взглядов. Если их не придерживаться, то ты будешь не свободен в выборе характера своего произведения", - подчеркивает Пиппо Дельбоно.
Насколько далеко может простираться свобода самовыражения художника - тема спектакля постоянного участника фестиваля Эймунтаса Някрошюса. Он привез постановку по новелле Франца Кафки "Мастер голода". В роли артиста, превратившего себя в предмет искусства, актриса Виктория Куодите, сыгравшая не текст, которого у нее очень мало, а чувство, ощущение голода. И нашедшая в этой истории множество нюансов, главный из которых - тоже свобода.
"Какая цена этой свободы, какой процесс этой свободы и в конце концов - какой конец человека, который решается быть свободным в большом смысле", - говорит Виктория Куодите.
В следующем году вновь соберутся в "Балтийском доме" под одной крышей театральные коллективы, готовые на эксперименты, ведь для них тема новаторства на сцене - это тоже своего рода эксперимент, на который они решаются ради публики.
Санкт-Петербургский международный культурный форум. Официальный сайт