"Большая книга" торжественно вручена в Москве
Нас ещё древние предупреждали, что среди книг, как и среди людей, можно попасть как в хорошее, так и в дурное общество. С людьми, конечно, сложнее, а вот в мире словесности своеобразным компасом или камертоном могут служить литературные награды. У нас в стране первенство вот уже десять лет держит «Большая книга». Эта премия, к слову, не только самая крупная, но и самая открытая – единственная, на которую своё произведение может номинировать даже сам автор. А ещё важно, что в «Большой книге» действительно огромный судейский корпус: начинали с 70 человек в составе жюри, а сейчас их больше ста! А это автоматически исключает всякие кулуарные соглашения. Наш репортаж – о триумфаторах этого года.
«Большая книга в этом году удивила, казалось бы, не литературным выбором. Специальную премию «За вклад в литературу» присудили золотой коллекции экранизаций телеканала «Россия». Вручал награду председатель Госдумы Сергей Нарышкин.
«Слово автора, художника не теряет своей ценности, не теряет своего высокого предназначения, заставляет нас и думать, и чувствовать, и переживать, заставляет нас жить и помогает нам быть лучше, и чище, и добрее – и все эти слова относятся к победителям названной номинации – авторам экранизаций шедевров нашей отечественной литературы», – прокомментировал он.
«Тихий Дон», «Мастер и Маргарита», «Бесы», «В круге первом»… За наградой на сцену поднялись гендиректор телеканала «Россия 1» Антон Златопольский и режиссёры, создавшие киношедевры, – Владимир Хотиненко и Глеб Панфилов.
«Странные ощущения – ну, потому что это литпремия. Это неожиданно, но всё равно очень приятно», – признался Глеб Панфилов.
Имена победителей в основной номинации неизвестными оставались до последнего. Торжественная церемония уже началась, а голоса членов жюри ещё подсчитывала специальная комиссия. Мнения гостей церемонии о возможном победителе расходились в корне, в числе претендентов – и лауреаты прошлых лет, и даже новички в литературном деле. Члены жюри отмечали тенденции.
«Это реализм, который пытались хоронить в 90-е годы, – критики писали, что он труп, что это совершенно бесперспективный метод. Он, на самом деле, одержал победу, и большинство книг, которые вошли в короткий список, написаны в достаточно реалистической манере», – отметил член жюри, писатель Павел Басинский. Эксперименты, говорят специалисты, отходят на второй план.
«Читатель хочет большой связной истории. Либо о современности, либо о ближайшем прошлом. И вторая тенденция – это нон-фикшн, это документальная проза, проза, которая иногда не отличима от нашей жизни», – рассказал председатель Литературной академии «Большой книги» Дмитрий Бак.
Обладатель третьей премии Роман Сенчин свою «Зону затопления» писал, общаясь с жителями Сибири. В центре сюжета – сибиряки, которых переселяют в город в спешном порядке – на месте их деревни будет Богучанская ГЭС.
«Богучанскую ГЭС стали достраивать в 2005 году. Тогда я сначала удивился этому решению, стал собирать материалы… Появились судьбы людей», – пояснил Роман Сенчин.
Более 12 лет писал свой роман в четырёх частях «Свечка» Валерий Залотуха. О вере, ценностях. Вторую премию «Большой книги» 2015 года он получил посмертно. Гузель Яхина, распахнувшая двери писательского олимпа своим литературным дебютом в пятьсот страниц – «Зулейха открывает глаза», увозит с церемонии главный приз за роман о раскулачивании, вдохновлённый судьбой бабушки.
«Я надеюсь, что у книги появится больше читателей», – призналась Гузель Яхина.
На десятой юбилейной церемонии назвали и имена победителей конкурса на лучшее литературное произведение для детей и юношества. Первый приз взяла Нина Дашевская за книгу «Я не тормоз» о мальчике, который очень торопится жить.
Читайте также:
Сегодня назовут обладателей "Большой книги"
"Большая книга" подвела итоги читательского голосования
Спецприз "Большой книги" вручат Библиотеке классической литературы ВГТРК