В Пушкинском музее развернута выставка "XX век Ильи Зданевича"
«XX век Ильи Зданевича» - в Музее изобразительных искусств имени Пушкина открылась первая в России ретроспективная выставка поэта, художника, теоретика, без которого, как считают исследователи, «не состоялся бы русский авангард и обеднел европейский». Сам Зданевич говорил: «Лучшая судьба поэта – быть забытым». И, действительно, долгие годы этот незаурядный человек был незаслуженно забыт. Шаг за шагом проследить его путь в искусстве поможет выставка в Пушкинском.
Кто такой Илья Зданевич и чем он занимался, ответят только те, кто хорошо знаком с искусством XX века. Малоизвестный среди широкой аудитории и настоящая суперзвезда, культовая личность в мире искусства. Писатель, издатель, теоретик искусства, человек с безупречным вкусом и абсолютным чутьём, оказавший большое влияние на развитие искусства.
«Всего две мировые выставки было за всю историю XX века, одна – в МоМа (Museum of Modern Art, Нью-Йорк), другая - в Центре Помпиду. В Помпиду была 35 лет назад, уже пора делать новую, и вот мы делаем первую выставку в России и в мире такого масштаба», - утверждает директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак.
Выставка - хронологическая. Её открывает портрет героя экспозиции кисти Нико Пиросмани. Кстати, именно Илья Зданевич и его брат первыми открыли этого грузинского художника-самоучку и стали собирать его работы. Зданевич - автор первых статей о творчестве Пиросмани. Первая книга, которую он написал, была посвящена художникам - Ларионову и Гончаровой. С ними Зданевич дружил и, когда переехал жить в Париж, сперва остановился погостить у них.
«Появившись в Париже, он оказался в очень благодатной среде, в замечательное время, когда там был расцвет культуры XX века. В городе действовали все гении, и он быстро вошел в эту среду будучи общительным и интересным человеком. Он был быстро признан, и началась активная деятельность», - рассказывает куратор выставки, коллекционер Борис Фридман.
Во Франции Зданевич читал лекции об искусстве, возглавлял Союз русских художников в Париже, под эгидой которого устраивал самые громкие и запоминающиеся балы. На них он и познакомился с Пикассо, Робером и Соней Делоне. По совету последней занялся раскраской шалей и тканей. Зданевич много работал с Коко Шанель. Несмотря на плотную занятость, литература для него всегда была на первом месте. Он сам много сочинял, а последние 35 лет жизни сконцентрировался на создании уникальных «книг художников».
«Он - не просто издатель, он крупнейший дизайнер. Он выстраивал конструкцию своих изданий. Он продумывал весь иллюстративный ряд, и уже такие великие художники, как Пикассо, Миро следовали тому, что он диктовал. Это уникальная ситуация, и это не удавалось ни одному издателю XX века», - говорит Борис Фридман.
То, как ему это удалось, в том числе обсудят и специалисты в рамках научной конференции, посвященной Илье Зданевичу. Она пройдет параллельно с выставкой в стенах Пушкинского музея. Задача одна – рассказать больше об удивительной личности, сумевшей добиться успехов в самых разных направлениях.