Солисты "Геликон-оперы" исполнили "Царскую невесту" под открытым небом
В репертуаре столичной «Геликон-оперы» «Царская невеста» Римского-Корсакова уже давно, почти два десятка лет. Премьера в середине девяностых прозвучала свежо и громко. Художественному руководителю театра Дмитрию Бертману ставили в заслугу то, что он освободил оперу от налета рутины, от многочисленных клише и придал ей шекспировское звучание. Видимо, настало время снова освежить восприятие классики. И Бертман героев «Царской невесты» вывел из театрального зала под открытое небо, в музей-заповедник «Коломенское».
Это настоящий театр под открытым небом, где есть и партер и ложа и галерка. В этот вечер здесь две тысячи зрителей. Места занимают в соответствии с настроением – когда еще оперой Римского-Корсакова можно будет наслаждаться сидя или лежа на траве.
Для этой импровизированной сцены спектакль «Царская невеста» специально адаптировали. Здесь нет театральных декораций, все подлинное. Действие на фоне памятника архитектуры – церкви Вознесения XVI века – ее построили в честь царевича Ивана, будущего Ивана Грозного, одного из героев оперы «Царская невеста».
«В спектакле выйдет Иван Грозный на лошади с настоящим соколом – в театре это невозможно. В сцене смерти Марфы на небе уже будет луна, которая отражается в реке. Здесь ничего не надо, здесь природа меняет спектакль» – отмечает Дмитрий Бертман.
И пейзаж, созданный самой природой, и прохладный ветер, и даже то, что во время спектакля сгущаются сумерки – все это придает особый колорит трагической истории «Царской невесты».
«Каждый спектакль живет, прежде всего, в театральных стенах, но когда есть место, где энергетика еще со времен Ивана Грозного, и когда ты, входя сюда, ищешь его силуэт – что для театральной постановки может быть лучше?» – говорит директор Московского государственного объединенного музея-заповедника «Коломенское-Измайлово-Лефортово-Люблино» Сергей Худяков.
Наряду с музыкой оркестра – настоящий колокольный звон. Кажется, это даже не спектакль, а реконструкция драматических событий, которые легли в основу сюжета «Царской невесты».
Для солистов «Геликон-оперы» петь вне стен театра – это особый опыт.
«Прекрасно работается, происходит единение со зрителем, миром, и Богом тоже. Поэтому стопроцентная отдача, и даже больше», – делится заслуженная артистка РФ Лариса Костюк.
Теперь в планах – не просто один спектакль в музее-заповеднике «Коломенское», а целый оперный фестиваль под открытым небом, аналогов которому в мире не будет.