К 80-летию Регимантаса Адомайтиса
31 января исполняется 80 лет выдающемуся литовскому актеру театра и кино, народному артисту СССР Регимантасу Адомайтису. К этой дате в эфире телеканала "Россия К" – программа из цикла "Острова" (3 февраля, 20:20) и художественный фильм "Из жизни отдыхающих" (3 февраля, 20:55).
Регимантас Адомайтис – один из любимых отечественными зрителями актеров театра и кино. Его актерскую игру отличает тонкий ум, изысканная утонченность и врожденный аристократизм. Иногда для того, чтобы донести смысл до зрителя, ему даже не нужно слов, так как он обладает поразительной способностью молчать, "пускать" взгляд, абстрагироваться от всего, быть как бы "над" происходящим вокруг. "Актер, которому можно доверить мечтать", – говорит о нем Римас Туминас. Вместе с тем он умеет сострадать, видеть и слышать партнеров по сцене и площадке. О своей долгой театральной и кинематографической жизни Регимантас Адомайтис рассказывает в программе из цикла "Острова" (3 февраля, 20:20). В фильме также участвуют: актер, народный артист СССР Донатас Банионис, театральный режиссер Римас Туминас, художник Шавкат Абдусаламов, кинорежиссер Эльер Ишмухамедов.
Интерес к театру проявился у Регимантаса Адомайтиса еще в детстве, когда он участвовал в школьной художественной самодеятельности. Затем, обучаясь на физико-математическом факультете Вильнюсского университета, он играл в студенческом драматическом кружке, и очень скоро потерял интерес к физике настолько, что после четвертого курса физмата поступил на актерский факультет Вильнюсской консерватории, хотя физмат все же окончил. Несмотря на большой интерес к актерской профессии учился Адомайтис, как он сам говорит, неважно. Ему трудно было раскрепоститься, потому что в жизни он был скован разными комплексами. Настоящая актерская школа началась для него, когда он пришел в театр, и постепенно сцена стала единственным местом, где он чувствовал себя абсолютно свободным. Его первая рабочая площадка – сцена Драматического театра Капсукаса (ныне Мариямполе), в котором он проработал около года. С 1963 по 1967 год он состоял в труппе Каунасского государственного драматического театра, а с 1967 года Регимантас Адомайтис – актер Литовского государственного академического театра драмы в Вильнюсе (ныне Национальный драматический театр Литвы). Был и Вильнюсский малый театр, и Русский драматический театр Литвы (Вильнюс), и театр-фестиваль "Балтийский дом" (Санкт-Петербург). В театральной биографии актера огромное количество ролей, но самой любимой он считает свою первую – Франца в спектакле Жан-Поля Сартра "Затворники Альтоны". В то время Адомайтис увлекался экзистенциальной философией, а так как достаточной информации об этом на русском языке не было, он читал Сартра на французском. "Это моя любимая роль, – рассказывает Адомайтис. – Она захватывала меня всего, даже до какой-то опасной черты, когда ты настолько сливаешься со своим персонажем, что уже не можешь от него отделаться, и это становится опасным. Но она из разряда таких ролей, через которые ты познаешь суть профессии, и даже суть своего существования".
Широкому зрителю Регимантас Адомайтис известен благодаря многочисленным киноролям. Фильмография актера насчитывает более 70 картин: "Никто не хотел умирать", "Потерянный кров", "Из жизни отдыхающих" (3 февраля, 20:55; 4 февраля, 10:35), "Зеленый фургон", "Мираж", "Полет через Атлантический океан". У него были разные роли, в том числе и отрицательные, но каждого персонажа, которого ему приходилось играть, Адомайтис пытался оправдать, найти психологическую мотивацию его поведению. "Поиск этой мотивации меня интересовал даже больше, чем сам результат, сам образ, – объясняет Адомайтис. – Я думаю, что актеру не вредно заниматься философией и психологией, а, может, даже полезно. Хотя иногда все-таки вредно, потому что это умозрительный процесс, а актеру надо работать сердцем, чутьем, подсознанием". Такой вдумчивый подход говорит о высоком актерском профессионализме Регимантаса Адомайтиса, что отмечают все, кто, так или иначе, соприкасался с ним, а также о невероятной глубине его личности. "Настоящий художник учится рисовать всю свою жизнь, – считает художник Шавкат Абдусаламов, – но он не будет великим до той поры, пока не поймет, что в какой-то момент ему надо начать разрушать то, чем он овладел, но ровно настолько, чтобы не потерять божью искру. Вот эта самая искра "со сбоем" и живет в Адомайтисе. Он может превратить маленький росток в гигантское плодоносящее дерево – в этом ценность его личности, которая постоянно восходит. Тело дряхлеет, а дух растет, и этот дух отражается в его взгляде. Он может ничего не говорить, а просто смотреть, и это работает. И я считаю, что Адомайтиса обязательно нужно вернуть в наше культурное пространство. Актер такого класса, такого масштаба должен снова сиять на нашем экране и радовать зрителей своим поразительным талантом".
Пресс-служба телеканала "Россия К"