Выберите регион

Смотрим на

Ко дню рождения Алисы Фрейндлих. Смотрим и восхищаемся!

  • Алиса Фрейндлих
  • Алиса Фрейндлих
  • Алиса Фрейндлих
  • Алиса Фрейндлих

"Она и через много лет будет моложе всех нас, сколько бы ей там ни исполнилось", – сказал однажды про эту артистку ее сослуживец по БДТ Георгий Штиль. Она не актриса – вселенная, чудесное явление отечественной культурной жизни. Про нее что ни говори – все будет мало и поверхностно. Поэтому сегодня, в день ее рождения, пусть о себе говорит сама Алиса Фрейндлих, ее друзья, коллеги, близкие и, главное, ее роли. Смотрим прямо сейчас!

Документальный фильм "Триумф смешной девчонки. Алиса Фрейндлих" – это жизненный и творческий путь актрисы, прочерченный энергичным пунктиром. Роли, которые она сыграла и которые не получила. Театры, в которых она жила, и которые не смогли ее заполучить. Внешность, которая мешала ей пробиться в кино, а потом завораживала тех, кто ставил ей палки в колеса. Фрагменты репетиций и триумфы готовых образов. Редкие кадры старых спектаклей и не самых известных фильмов – и "музыкальные паузы" от обладательницы абсолютного слуха и неподражаемой манеры исполнения. В общем, все, что вы хотели знать об Алисе Бруновне Фрейндлих, но даже не догадывались спросить. Вам отвечают Эльдар Рязанов, Константин Худяков, Валерий Тодоровский, Олег Басилашвили, Юозас Будрайтис, Галина Волчек, Эдуард Хиль, Михаил Боярский и Анатолий Равикович, Владимир Спиваков и Темур Чхеидзе, а также дочь актрисы Варвара и внуки Никита и Анна.

Евгений Миронов в этом фильме вспоминает, как его мальчишеское сердце трепетало от малоизведанных еще чувств каждый раз, когда он в фильме "Д'Артаньян и три мушкетера" видел руку Анны Австрийской, протянутую из-за занавеса для поцелуя, и нетерпеливое движение ее пальцев: "Это было так эротично!". Миронов ставит этот эпизод в пример современным актрисам: чтобы быть сексуальными, не обязательно раздеваться. Можно просто ручку показать – но так, как Алиса Фрейндлих. Стоит ли напоминать, что поощрения за спасенную честь ее величества бравый гасконец заслужил во второй серии картины – "Подвески королевы": часть мужниного подарка Анна опрометчиво преподнесла своему британскому возлюбленному…

Эта лента, где от явления королевы в парадном наряде захватывает дух, вышла на следующий год после картины, которая стала для Фрейндлих прорывом в кино. Речь, конечно же, о "Служебном романе", в котором безнадежная, казалось бы, дурнушка, превращается в красавицу. История в каком-то смысле символизирует отношения актрисы с кинематографом: "Меня очень долго не снимали: считалось, что у меня неправильная скульптура лица, я некиногенична. Когда я была молода, снимали хорошенькие личики. Меня пробовали довольно много и не утверждали. Поэтому я снималась мало и испытывала комплексы по этому поводу". Зато после рязановской Золушки артистка могла уже позволить себе играть в кино обычных людей, никому ничего не доказывая. Например, в фильме "Опасный возраст", где она с Будрайтисом – любящие друг друга, но разводящиеся супруги.

И все же, все же… "Конечно, я больше люблю театр. Я театральная актриса. В кино я пришелец, который на этой планете так и не прописался. Театр – это шаровая молния, которая идет со сцены в зал и, умноженная, летит обратно. Каждая роль – это ребенок, который зачат, выношен и рожден в муках. Другое дело – каким он вырастет и отреагирует ли на него зритель желанным образом". Об этом Алиса Бруновна говорит в посвященном ей выпуске телевизионного цикла "Театральная летопись". Это монолог актрисы: честный, откровенный и в чем-то беспощадный к себе рассказ о ее немецкой родословной, репрессированных членах семьи, родителях и бабушке – женщине необыкновенной, а также о начале творческого пути, становлении ее как артистки и взаимодействии с партнерами.

Какая жалость, что так мало спектаклей с Алисой Фрейндлих, на которые в Питер приезжали из других городов, записаны. Какое счастье, что хотя бы некоторые сохранились в "цифре". Один из них – ленсоветовский "Пятый десяток" о простой библиотекарше в маленьком провинциальном городке, которая отмечает свой сороковой день рождения. Не будем хвалить эту постановку и роль актрисы сами – предоставим слово зрителям: "Какой замечательный спектакль! Какие удивительные актеры!" "Действие происходит на маленьком пятачке сцены, а нам показали целую эпоху и жизнь людей этой эпохи и этой страны!" "Какой же добрый и интересный спектакль!!!" "Смотрю и словно дышу свежим воздухом". "Как здорово все играют, а Фрейндлих вообще – высший пилотаж". "Алиса Бруновна очаровательная, обаятельная, женственная. Темперамент вулканический, энергетика позитивная". И другие эпитеты: "Великолепная, умная, интеллигентная" "Красавица! И актриса – просто гениальная!" "Совершенный идеал!!!" "Есть в ней этот особый и неповторимый шарм", "Уникальна! Ее игру можно смотреть бесконечно".

Забавно, но практически теми же словами говорят об актрисе ее высоколобые коллеги. Причем они ее не просто любят, они ее уважают. В документальном фильме "Алиса Фрейндлих. Нет объяснения у чуда" собственные размышления героини о профессии перемежаются с попытками других постичь ее талант. Их предпринимают: Кама Гинкас, Генриетта Яновская, Андрей Хржановский, Евгений Миронов, Михаил Боярский, Григорий Дитятковский, Сергей Соловьев, Сергей Юрский, Андрей Могучий. Озорство и хулиганство, лиризм и наив, музыка и свет, подростковая угловатость и женская пленительность. Амплуа? Она может сыграть все! Ее творчество – магия. Вроде все как у всех – а получается волшебство. Ее нельзя исследовать, ей можно только удивляться. И кто бы что ни говорил об Алисе Фрейндлих, все сходятся в одном: она – тайна.

Чудо, волшебство, магия… Как тут не вспомнить фильм "Тайна Снежной королевы" историю о том, что бывает, если в известной всему миру сказке изменить какую-нибудь незначительную деталь. Могущественная и коварная Снежная королева снова заманивает повзрослевшего уже Кея в свое царство, и Герда снова отправляется на его поиски. В этом ей помогает таинственный человек, который знает все сказки Андерсена и следит за тем, чтобы в них был порядок. Однако Снежная королева, которой надоело просто похищать детей, раскрыла ему тайну, которая в корне меняет весь сюжет. Раскроем маленький секрет и мы: в картине снималось много прекрасных артистов, а Фрейндлих в заглавной роли еще и поет!

Одна из последних на сегодняшний день киноработ актрисы – лента "Большой" о восхождении юной провинциалки на балетный Олимп под руководством наставницы (Алиса Фрейндлих), которую объединит с ученицей готовность идти на жертвы ради большого искусства и… вздорный характер. У Валерия Тодоровского, актриса уже снималась в "Подмосковных вечерах": "За время, прошедшее с нашей первой работы, имя этого режиссера ознаменовалось таким количеством замечательных фильмов, что даже если бы я была в полубессознательном состоянии, я бы, наверное, отбросила все болезни и занятости и побежала бы… Мне понравилась история. И понравилась роль. Тетка моя (Белецкая) жесткая, острая – это всегда интересно. Кроме того, балет – давняя моя страсть. Я балетоманка, бегала в детстве в Мариинский театр".

И напоследок – еще несколько фактов и цитат. Фрейндлих говорит, что со сказочной Алисой ее роднит невероятное любопытство. Уверена, что в прошлой жизни была кошкой. Ей нравится верить в переселение душ: "Я не хочу исчезать совсем". Жизнь для нее – источник опыта и вдохновения для грядущих ролей: "Главное – побольше закидывать в свой внутренний бункер, откуда потом будешь доставать нужное. Моменты озарений, которые меня посещают, – это результат труда и накоплений". "Я счастливый человек. Корю себя только за одно: из прожитых мною лет наверно девять десятых я думала, что еще все впереди. "А, все еще успею, все успею". – Ни черта!" После серии громких успешных спектаклей в театре Ленсовета она с другими актерами придумала молитву о том, чтобы не "зазвездить". Алиса Бруновна Фрейндлих играет сейчас в пяти спектаклях БДТ.

Читайте также