9 апреля 2016, 16:05 9 апреля 2016, 17:05 9 апреля 2016, 18:05 9 апреля 2016, 19:05 9 апреля 2016, 20:05 9 апреля 2016, 21:05 9 апреля 2016, 22:05 9 апреля 2016, 23:05 10 апреля 2016, 00:05 10 апреля 2016, 01:05 10 апреля 2016, 02:05

Шедевры русского авангарда из региональных музеев представили в столице

  • Шедевры русского авангарда из региональных музеев представили в столице
  • Картинка
    Шедевры русского авангарда из региональных музеев представили в столице
  • Шедевры русского авангарда из региональных музеев представили в столице
В экспозиции Еврейского музея – работы первых восемнадцати лет ХХ столетия. Они сгруппированы по разным направлениям русского авангарда, хотя, как известно, в годы, когда работали эти художники, такого термина не существовало. Большинство авторов считали себя футуристами.

В Москве открылась выставка под названием «До востребования. Коллекция русского авангарда из региональных музеев». Открылась она в Центре авангарда, в Бахметьевском гараже, памятнике конструктивизма, где сейчас расположен Еврейский музей и центр толерантности. В экспозиции представлены произведения из двух десятков городов России, но только те, что созданы до 1918 года. Из более поздних работ составят следующую экспозицию.

Есть у этой выставки центральная фигура – её куратор Андрей Сарабьянов, знаменитый искусствовед, знаток и спаситель авангарда. Ещё в советские годы он старательно разыскивал по всей стране работы преданных запрету и забвению авангардистов. Рассказывает, что поинтересовался как-то у директрисы астраханского музея, нет ли у них русского авангарда. Она переспросила: «Что? Кубики, квадратики? Да, что-то есть у нас». И ему вынесли Малевича, Кандинского и много кого ещё.

То, что эта выставка состоялась, а региональные музеи согласились на время расстаться с жемчужинами своих коллекций, является заслугой искусствоведа Андрея Сарабьянова, автора трёхтомной «Энциклопедии русского авангарда». Большинство руководителей музеев он давно знает, ему доверяют, и, тем не менее, куратору выставки пришлось отправиться в своеобразный тур по стране и лично уговаривать предоставить картины для этой выставки.

В экспозиции Еврейского музея – работы первых восемнадцати лет ХХ столетия. Они сгруппированы по разным направлениям русского авангарда, хотя, как известно, в годы, когда работали эти художники, такого термина не существовало. Большинство авторов считали себя футуристами.

«Сам термин появился в 60-е годы. Он из научной среды возник и как-то прижился вполне в нашей науке и в зарубежной науке, и, в общем, сейчас не требуется объяснения, что это такое, но термин "авангард" чаще употребляют к русскому искусству, поэтому это стало нашим словом, хотя происхождение слова французское, из военной терминологии. Это стража, идущая впереди», - рассказывает куратор выставки Андрей Сарабьянов.

Специально для этой выставки в Центре Грабаря было отреставрировано десять полотен. Привести неизвестные шедевры русского авангарда в надлежащий вид – инициатива музея.

«Это было нашим желанием - показать определенные работы, потому что мы знали, что они лежат в плохом состоянии, и у музеев нет средств для их реставрации. И мы понимали, что будем первыми, кто их покажет, и мы старались сделать все, чтобы их отреставрировать. И рады, что внесли такой вклад», - говорит главный куратор Еврейского музея и центра толерантности Мария Насимова.

В экспозиции - несколько работ Казимира Малевича. Его ранние поиски в символизме демонстрирует картина 1908 года из собрания Саратовского художественного музея. Также на выставке - уже узнаваемый, «беспредметный» Малевич в окружении своих последователей - супрематистов. Одни из самых больших по размеру - полотна из собрания Омского музея изобразительных искусств имени Врубеля с одинаковым названием «Три сестры» - Ильи Машкова и Валентины Ходасевич.

В экспозиции представлены две двусторонние работы авторства того же Машкова и Роберта Фалька. С одной из сторон показываются впервые! Открытием выставки стала авангардная работа убеждённого соцреалиста Алексея Кокеля. Среди главных хитов – картина Ольги Розановой «Пожар» из Елецкого музея. Ещё недавно она приписывалась неизвестному автору.

«Поскольку я изучал документы, которые свидетельствуют о передаче картины в Елец, в них было указано, что среди 22 картин, которые в 1919-м году были переданы в Елец, числилась работа Розановой "Пожар в городе". И, увидев эту картину, у меня никаких сомнений не было, тем более, что номер картины соответствует номеру картины, который в этом списке имеется», - комментирует Андрей Сарабьянов.

Это лишь первая часть масштабного проекта. Вторая выставка из коллекций региональных музеев намечена на следующий год. Затем экспозицию планируют отправить в тур по России. Ее увидят и в тех городах, которые предоставили неизвестные шедевры русского авангарда для выставки в Москве.

Новости культуры

Читайте также:

В столицу привезли уникальную выставку русского авангарда из провинциальных музеев

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация