Выставка "Сергей Герасимов. Акварель, уголь, сангина" открылась в Третьяковской галерее
Сегодня в Третьяковской галерее начинает работу выставка «Сергей Герасимов. Акварель, уголь, сангина». Одаренный живописец и график, мастер книжной иллюстрации, Герасимов успешно реализовал свой талант во всех сферах творчества. Он известен, прежде всего, как автор целого ряда эталонных картин, написанных в жанре соцреализма. Новая экспозиция представляет совсем иные грани. В собрании Третьяковки хранится богатая коллекция графики Сергея Герасимова. Только сам он подарил галерее около 120 рисунков и акварелей. После смерти мастера это собрание продолжает пополняться благодаря семье художника.
С маленького «Пейзажа с прудом» началась большая коллекция работ Сергея Герасимова в Третьяковской галерее. Сейчас собрание насчитывает 170 произведений художника, многие из которых широкому зрителю даже не знакомы.
В последний раз графика Герасимова выставлялась в музее почти 30 лет назад.
«Это связано с тем, что графика боится света, она не может висеть долго, прячется в музейных хранилищах, папках и не так часто выходит на свет божий, к зрителю. Когда это получается, то это всегда большая радость», – рассказывает Татьяна Карпова, заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи по научной работе.
Сергей Герасимов, представитель русского импрессионизма, известен и как автор хрестоматийных соцреалистических картин – «Колхозный праздник», «Мать партизана», «За власть Советов».
Сам же художник предпочитал камерное, интимное искусство без пафоса. Обожал акварель. Именно в этой технике – не прозрачной, а густой и осязаемой – Герасимов отрабатывал свет и цвет.
«В этой технике чувствуется, что он хочет быть живописцем. Его акварель плотная – замес с белилами. Работы строятся корпусно», – комментирует куратор выставки Юлия Половцева.
«Очень люблю пейзаж и пишу его при всяком удобном случае», – признавался Герасимов. Серию «Самарканд – Москва» создал в годы войны по дороге в эвакуацию и обратно.
В пейзажах художника обычно есть отсылки к месту и времени – «Метель под Оренбургом», «Илецкая Защита», «Можайские ряды». Подмосковный городок Можайск и его обитатели в рисунках Герасимова встречаются особенно часто. Это родина художника.
«Один из лучших его пейзажей – Можайск, – говорит внучка художника Людмила Герасимова. – Все художники едут за границу и хотят писать Италию, Францию. Но не сравнить его живописные работы Можайска с заграницей».
Дореволюционные акварели; черные бархатистые работы углем, выполненные в 20-е годы; рисунки, сделанные сангиной во время поездок в Новгород, Псков и Баку; иллюстрации к поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» – на выставке представлены все периоды творчества Герасимова.
«Я люблю простую и ясную жизнь, простое и ясное искусство», – писал художник. И наполнял его богатством человеческого содержания.
Читайте также:
Шестая и седьмая композиции Кандинского "встретились" в Третьяковке