Деятели театра обсуждают новые принципы господдержки театральной прессы
В Союзе театральных деятелей состоялась в некотором роде расширенная редколлегия. Там собрались представители профильных, театральных средств массовой информации, члены экспертных советов, общественного совета министерства культуры и самого министерства. Сложности, с которыми сталкивается сегодня театр, возникли и у его зеркала, которым, по сути, являются театральный журнал или газета. И, как и сами театры, их СМИ нуждаются в государственной поддержке. Её принципам, формам и размерам как раз и была посвящена дискуссия.
В самом начале этой творческой дискуссии театральный критик, а вдобавок и руководитель рабочей группы по вопросам театрального искусства общественного совета при министерстве культуры Григорий Заславский отметил – никто никого не собирается закрывать. Речь о принципах государственной поддержки специализированных театральных изданий.
«Впервые зашёл разговор о том, чтобы разобраться – а каковы сегодняшние принципы финансирования, в данном случае прессы, которая посвящена театру. Они же должны быть, не может такого быть, чтобы всем сестрам по серьгам, чтобы всем одинаково», – прокомментировал он.
О значении изданий говорили немало. Председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин вспомнил о том, что воспитывался на такой периодике, как газета «Культура» и журнал «Театр»: «Вот сидит Любимов – на его статьях я учился, сидит Марина Тимашева, которую я очень уважаю и тоже учился. Я уважаю критиков, которые мне расширяли горизонты, ругая меня».
В прошлом редактор журнала «Театр», ректор училища имени Щепкина Борис Любимов говорил, что сейчас театральная печать нередко напоминает стенгазету: «Я знаю огромное количество актёров, которые не читают профессиональную печать – это одной из очень больших упущений, мы теряем традиции двухсотлетней давности».
О том, что в театральной критике кризис, говорили вслух. В том числе, что сейчас театральных обозревателей и критиков освятить тот или иной фестиваль зачастую приглашают сами организаторы этих смотров, или руководители театров.
«Критик оказался в зависимости от театра. Если ты, приехав туда, чем-то будешь недоволен, в другой раз тебя не позовут. Мало того, что ты лишаешься своих собственных гонораров, кроме этого, ты просто тогда и не окажешься ни в какой провинции, ничего не напишешь», – рассказала критик Марина Тимашева.
Деньги нужны и на оцифровку изданий. По мнению участников встречи, в самих газетах и журналах не хватает информации, например, о том, каковы критерии оценки деятельности театра.
«Это сегодня самый острый вопрос, потому что порой в регионах местные чиновники и управленцы предъявляют театру совершенно неприемлемые критерии. Почему это тема ни разу ни в одном театральном журнале совершенно не находит отражения?» – заметил директор Государственного академического театра имени Е. Вахтангова Кирилл Крок.
Задачей-максимум этой творческой дискуссии назвали несколько пунктов – понять, сформулировать и объявить изданиям, по каким причинам их финансирование сократится или наоборот – увеличится.
«Мы должны понимать главное: что у каждого журнала есть свой учредитель. Если у них учредитель СТД – это одна история. Другая история, когда просто у журнала есть учредитель, который должен решать финансовые вопросы своего журнала. При этом минкультуры как бы софинансирует», – пояснила заместитель министра культуры Елена Миловзорова.
Кто сколько получит – пока вопрос. Известно лишь, что такие встречи планируют сделать традиционными.