Франко Дзеффирелли исполняется 95 лет
Сегодня исполняется 95 лет Франко Дзеффирелли - режиссёру и художнику, которого нередко сравнивают с титанами эпохи Возрождения. Опера, драма, кино, живопись - во всех видах искусства его работы считаются классикой и эталоном мастерства.
В прошлом году во Флоренции открылся Центр зрительских искусств, экспонатами которого стали личный архив и библиотека мастера, костюмы и эскизы, созданные им за 70 лет работы. В послании, адресованном первым посетителям, Дзеффирелли сформулировал главный принцип своей работы: «Не поддаваться модным влияниям, а уважать и сохранять идентичность».
Фильм «Чай с Муссолини» Франко Дзеффирелли снимал про себя. Он стал прототипом мальчика, рожденного вне брака, росшего без отца и матери. Героиня тоже из реальной жизни - Мэри О'Нил, англичанка, которая взяла на себя обязанность воспитать из маленького Франко настоящего джентльмена. Она привила будущему режиссеру любовь к Шекспиру.
Потом шекспировские страсти разгорались не только на сцене в постановках режиссера, но и в жизни: сойтись с талантливым художником, который не идет на компромисс, удавалось не всем. Посол Италии в России, господин Паскуале Террачано, познакомился с Дзеффирелли в 80-х, в Рио-де-Жанейро, куда режиссер приехал, чтобы снимать фильм «Молодой Тосканини».
«У него непростой характер, что в общем-то нормально для личности такого уровня, и собственно из-за этого характера он даже поссорился с дирекцией городского театра, где хотел проводить съемки. И вынужден был перенести их в Италию. Я помню, как он сказал мне, что дирекция ничего не понимает, и он не может осуществить свой проект», - вспоминает посол Италии в России Паскуале Терраччано.
«В Италии многие считают Франко Дзеффирелли гением», - говорит господин посол. И вспоминает, как в 16 лет на большом экране увидел его «Ромео и Джульетту».
«Он каждый раз добавляет к тексту особое эстетическое измерение, которое прекрасно передает смысл с помощью костюмов, движений, декораций», - заключает он.
За «Ромео и Джульетту» Франко Дзеффирелли получил два «Оскара» и три премии «Золотой глобус». Американские критики особенно отмечали визуальную составляющую картины. Что не удивительно, ведь начинал он с эскизов декораций для Лукино Висконти, и первый успех пришел после оформления спектакля «Три сестры». Эти и другие эскизы, а также костюмы режиссер в 2004 году привез в Москву, в Пушкинский музей.
Когда готовили выставку, всем стало ясно: внимание к деталям и мелочам - его «конёк». Так, оставшись недовольным лицами манекенов, он решил надеть им на головы чулки, чтобы стереть резкие черты лица. Дизайнер выставки Борис Мессерер сразу понял, с мастером надо быть деликатным, и в процесс почти не вмешивался.
«Его эскизы носили характер не декоративно-эффектный, как бывает, а очень продуманный, режиссерский. Вообще случай, когда соединяется талант режиссера и художника в одном лице - это оптимальный случай для театра», - добавляет сценограф, народный художник России Борис Мессерер.
Застав в детстве фашистскую Италию, Франко Дзеффирелли стал яростным противником любого авторитарного режима. И это оказалось созвучно эпохе хиппи. В 70-е его картина «Брат Солнце, сестра Луна» о юности Франциска Ассизского стал для «детей цветов» гимном любви и свободы.
Католическую тему продолжил, получив заказ от Ватикана, снял фильм «Иисус из Назарета».
Мария Каллас - знаменитая оперная дива - стала для Франко Дзеффирелли музой. Вместе они покорили Париж с постановками «Тоска» и «Норма». Он стал свидетелем драмы певицы - потери голоса. И спустя много лет, уже после ее смерти в 2002 году, снял биографическую драму «Каллас навсегда».
Оперу Франко Дзеффирелли считает квинтэссенцией всех искусств.
«Здесь и танец, и драма, трагедия, поэзия, театральная декорация, скульптура, хореография, здесь присутствуют буквально все музы», - говорил он.