Выставка "Гении Ар-Деко. Парижская мода" открылась в Гранатном Дворе
Выставка «Гении Ар-Деко. Парижская мода» открылась в Гранатном Дворе. Господству этого стиля отводят примерно 20 лет перед Второй мировой войной. При этом называют его «последним из великих». В экспозиции - более 40 работ русских и европейских художников.
Начало XX века, пик французской моды. Европейские и американские клиентки мечтают о последних парижский моделях. К примеру, платье богатой выпускницы Нью-Йоркской школы стоит порядка 500 долларов – сегодня это 15 тысяч долларов!
«Это были шедевры дизайнерского мастерства, которые носили на себе дамы. Но шедевры именно те, которые дизайнеры хотели оставить для историков. Не только в первозданном виде, но и вынести это на бумагу», - рассказала галерист Наталья Тингаева.
Нет ни Интернета, ни телефона. Фотография – и та несовершенна. Приглашаются лучшие художники, выпускники Школы изящных искусств Парижа, чтобы зарисовать последние модели модных домов и изготовить цветные гравюры. Их делали на бумаге, изготовленной вручную в технике пошуар, которую изобрели во Франции в конце XIX века.
«На гравюру накладываются несколько трафаретов, и каждый цвет печатается отдельным трафаретом. Если посмотреть на контур изгиба, мы увидим, что контур, краска иногда заходит за линию. Это происходит потому, что трафарет нельзя наложить идеально», - отметил галерист Алексей Волобаев.
Вот эта гравюра выполнена Львом Бакстом. Другие художники, как правило, зарисовывали модели уже готовые. Гравюры рассылались клиентам по почте. А для художников это был существенный заработок.
«Самым плодовитым был Жорж Лепаж, прожил почти век, сотрудничал с издательством Condé Nast. И когда в 1925 году издательство начало выпускать журнал Vogue, он весь свой заработок посвящал иллюстрации моды», - добавил Волобаев.
В основном гравюрами занимались французские художники. Но иногда заказы доставались и иностранцам: поляку Владиславу Бенде, чеху Людвигу Стримплу, русскому Эрте, которого на самом деле звали Романом Тыртовым.
«Он был очень популярен в довоенные годы, его разрывали между кино, театрами, мюзик-холлами, иллюстрациями. А потом – Вторая мировая война, и блеск, роскошь были совсем не нужны», - объяснила коллекционер Олеся Сидоренко.
На выставке – шелкография и скульптуры Эрте. Каждая работа существует в нескольких сотнях экземпляров. И каждый пронумерован. По эскизам Эрте позже стали выпускать платки, шарфы, посуду, запустили ювелирную линию. И все его сюжеты были навеяны женскими образами. Как, впрочем, и ар-деко в истории моды.