Ирина Купченко: "Картины Эльдара Рязанова – часть жизни всех нас"
Не стало Эльдара Рязанова. Знаменитый режиссёр скончался этой ночью в одной из московских клиник после тяжёлой болезни. Президент России Владимир Путин выразил соболезнования семье и близким режиссёра. Эльдар Рязанов – автор почти тридцати картин, разобранных на цитаты. Его фильмы называют «зеркалом своего времени», но в центре каждого – человек. А человеческая природа неизменна.
Рязановское кино - энциклопедия советской жизни в историях, фольклоре, деталях. Одна из первых игровых лент – «Карнавальная ночь» - сразу хит, зритель стоит в очередях, чтобы увидеть новую звезду – Людмилу Гурченко.
В рязановских комедиях всегда с разными оттенками: «Девушка без адреса» - лирическая, «Гусарская баллада» - героическая, «Невероятные приключения итальянцев в России» - приключенческая, - исключительные актерские работы. Рязанов безошибочно видел возможности актера.
«Существует такое понятие – "незабываемые". Как, что бы ни было, незабываемые люди остаются. Вот таким незабываемым человеком, конечно, будет Эльдар Александрович Рязанов, потому что столько счастья, сколько он принес своими фильмами, столько радости», – убеждена народная артистка РСФСР Светлана Немоляева.
На роль Юрия Деточкина в «Берегись автомобиля» не утвердил Олега Ефремова и долго уговаривал Иннокентия Смоктуновского. Считал, его поэтичность придаст анекдоту о советском Робин Гуде иное дыхание.
За парадоксальными ситуациями, в которые попадают герои Рязанова, всегда социальный подтекст. Оттого ко многим картинам была масса цензурных замечаний. К примеру, в 1961 году комедию «Человек ниоткуда» обвинили в формализме и запретили к показу. И только в 1988 году зритель смог увидеть блестящую игру Сергея Юрского, Анатолия Папанова, Юрия Яковлева и Людмилы Гурченко. Отстаивать приходилось и другие картины.
«Когда он снял один из своих сатирических фильмов "Гараж", я тут увидел, насколько это принципиальный и мужественный человек, потому что на него со всех сторон, со всяких высот было давление по исправлению – он не сдвинулся. Он был очень принципиальный и никогда ни перед кем не сгибался, был очень самостоятельным в своем мышлении», – отметил режиссёр Георгий Данелия.
Классическая тема маленького человека, достойного лучшей судьбы, сделала фильмы Рязанова всенародно любимыми. В «Служебном романе», «Вокзале для двоих» показана уютная модель мира, где любовь побеждает расчет, почти сказка со счастливым концом, в которую каждый из нас хотел бы верить.
«Все картины Эльдара Александровича – это была часть жизни всех нас, ну какой Новый год без "Иронии судьбы" – это как куранты. Он вошел в нашу жизнь – он же долго прожил, много снял – и стал ее совершенно неотъемлемой частью», – подчеркнула народная артистка РСФСР Ирина Купченко.
Наверное, ни в одной стране мира нет такой традиции - ежегодно 31 декабря смотреть одну и ту же «Иронию судьбы», наизусть зная реплики героев. У нас так происходит уже сорок лет.
Уютный интеллигентский мир Рязанова сломался с перестройкой. Его герои - старые клячи и обаятельные дуралеи из тихих омутов - оказались вышвырнуты из жизни. Эльдар Рязанов 1990-х – мыслитель и философ. Его вопросы зрителю – это вопросы о предназначении человека.
«День ухода этого человека, ухода от всех россиян, его знали и обожали – и вот ушел такой человек. Что можно сказать, кроме слез? Я их еле-еле сдерживаю, как, я думаю, и вся Россия – величайший художник, величайший человек и великий мой друг ушел из жизни. Он был человек весёлый, солнечный, удивительно желающий всем добра», – прокомментировал народный артист РСФСР Андрей Мягков.
Диагноз «сердечная недостаточность» - это не про Рязанова. У него как раз всегда была сердечная избыточность и поразительная честность по отношению к зрителям и самому себе.
Памяти режиссёра смотрите на нашем канале сегодня в 22:05 программу «Линия жизни».
Читайте также:
Ушел из жизни Эльдар Александрович Рязанов
Программа "Монолог в пяти частях. Эльдар Рязанов" (смотреть видео >>)