В музее "Бородинское поле" открылась выставка к 220-летию со дня рождения Николая Первого
В Музее-заповеднике «Бородинское поле» открылась выставка, приуроченная к 220-летию со дня рождения Николая Первого. В экспозиции – портреты императора, графические листы с видами Бородинского имения и сценами торжеств в память о героях наполеоновской кампании. Выставка, впрочем, не «царская»: здесь не изучают особенности характера и политики российского самодержца, зато отмечают монаршее деяние, историческая ценность которого несомненна. Именно Николай Первый, считавший себя «солдатом по призванию», стал основателем Бородинского музея.
«В Бородино будут ездить все те, коим отечественные воспоминания дороги», – так написал Николай Первый на документе, что указывал, где будет проходить дорога, связывающая западные губернии с Москвой. Сейчас этой фразой встречают гостей Бородина – места, которое так стремился увековечить император.
Основание Бородинского музея было приурочено к 25-й годовщине со дня окончания войны с наполеоновской Францией. Впервые на поле проводилось официальное празднование, в котором принимало участие 120-тысячное регулярное войско. Император Николай Первый жил здесь 17 дней.
В 1812 году ему было лишь шестнадцать, и как Николай ни стремился на передовую – не пускали. Когда отдали Москву, он на серебряный рубль спорил с сестрой, выгонят ли к Рождеству французов из России. И выиграл! А в 1837 году, уже будучи императором, выкупил село Бородино, где вскоре появился монумент защитникам Отечества, а у подножия батареи Раевского небольшая сторожка – Музей великой битвы.
«Два ветерана – участники Бородинского сражения, унтер-офицеры лейб-гвардии Семеновского и Преображенского полков – выполняли здесь обязанности смотрителей и показывали посетителям первые экспонаты: карты, находки с поля», – рассказывает заведующая научно-экспозиционным и выставочным отделом музея-заповедника «Бородинское поле» Елена Семенищева.
За более чем 170 лет Бородино пережило и Великую Отечественную, и эвакуацию коллекции в Алма-Ату, и почти полное уничтожение памятников. Сегодня музей-заповедник разросся до пяти экспозиций. Главная по-прежнему связана с историей войны 1812 года до Бородинского сражения. Еще одна – посвящена Толстому, который в Бородине писал часть романа «Война и мир». Представлен и дом игуменьи Марии, вдовы генерала Александра Тучкова, усилиями которой на месте гибели мужа был возведен храм Спаса Нерукотворного, а позже возник Спасо-Бородинский монастырь.
«Сейчас мы восстанавливаем Бородинское имение, которое как раз в 1837 году государь Николай Первый купил для своего сына Александра Николаевича, оно было построено в 1839 году. Остались последние нюансы, и в ближайшее время, мы надеемся, оно войдет в эксплуатацию, и мы сможем создать экспозицию, посвященную истории Бородинского имения и царствующих особ, которые были в Бородине», – комментирует директор музея-заповедника «Бородинское поле» Валерий Климов.
Император Николай был первым, кто начал на Бородинском поле реконструировать сражения. Эта традиция соблюдается до сих пор, так же как и та, которая была введена игуменьей Марией – ежедневно здесь поминают души воинов, павших в 1812 году.