Легендарные спектакли Большого театра
С 9 июля, по субботам, телеканал «Россия К» представляет самые яркие оперные и балетные постановки Большого театра в рубрике «Легендарные спектакли Большого», а также документальные фильмы, посвященные выдающимся оперным исполнителям и балетным артистам.
Открыла проект опера П.И. Чайковского «Пиковая дама» (9 июля, 13:55) по мотивам одноименной повести А.С. Пушкина в постановке Леонида Баратова и редакции Бориса Покровского (запись 1983 года). В главных партиях: Елена Образцова в роли Графини, Тамара Милашкина в роли Лизы и Владимир Атлантов в роли Германа. Дирижер Юрий Симонов. Вступительное слово Дмитрия Бертмана.
Предварил спектакль документальный фильм «Елена Образцова. Жизнь как коррида» (9 июля, 13:05) о выдающейся оперной певице, 77 лет со дня рождения которой исполнилось 7 июля. Фильм снимался в Барселоне; в тех местах, где происходили наиболее важные события в жизни Елены Образцовой во время работы над ролью Кармен, стоящей особняком в длинной творческой биографии певицы. Образцова считала, что у нее много общего с Кармен: в них обеих столкнулись холодная сдержанность и буйный темперамент, умение оттолкнуть от себя и искусство притягивать к себе. Кармен стала для нее загадкой, которую певица разгадывала много лет. Сколько раз она исполняла эту роль! Со сколькими партнерами, дирижерами, режиссерами – Пласидо Доминго, Клаудио Аббадо, Франко Дзеффирелли… Но все постановки ее не устраивали: она ждала и искала другого. И нашла свою Кармен – живую, понятную всем, ту, которая заставила зрителей путаться в собственных чувствах к ней: бояться ли ее, любить или жалеть. Все эмоции смешались в общую бурю, всех объединил восторг, и случилось небывалое – испанцы признали лучшей Кармен чужестранку. На специальном испанском фестивале, посвященном столетию премьеры оперы, Образцова стала главным действующим лицом, а великая Монтсеррат Кабалье в порыве восхищения даже встала перед ней на колени! Но этот триумф не был для Елены Васильевны подарком судьбы, он был заслужен долгими годами упорного труда, активного творческого процесса и внимательного изучения тонкостей испанского искусства, языка и традиций. Ведь для того, чтобы понять, кто такая Кармен, чтобы так исполнить эту роль, ей нужно было все прочувствовать самой: увидеть, как танцуют фламенко, побывать на настоящей корриде, взобраться в Бенедиктинский монастырь, расположенный на горе Монтсеррат на высоте 2000 метров. И так было не только с Кармен – в каждую свою роль она вживалась до конца, потому что считала: «Человек, который не прожил жизнь, не имеет права выходить на сцену. Что он может рассказать? Ведь эмоцию невозможно сочинить, ее можно только вспомнить и передать. А если ты не прожил жизнь, то тебе нечего сказать людям».
16 июля в 13:25 был показан балет «Легенда о любви» в постановке Юрия Григоровича. В главных партиях: Мария Былова, Алла Михальченко, Ирек Мухамедов, Гедиминас Таранда. Запись 1989 года.
23 июля в 15:00 был представлен балет «Лебединое озеро» Петра Ильича Чайковского в постановке Юрия Григоровича с Наталией Бессмертновой в главной роли. Запись 1983 года. Перед спектаклем был показан документальный фильм «Бессмертнова» (23 июля, 14:10), посвященный прима-балерине. В основе ленты - съемки спектаклей разных лет: «Жизель», «Лейли и Меджнун», «Легенда о любви», «Лебединое озеро», «Спартак», «Ромео и Джульетта». Использованы архивные кино- и фотодокументы.
30 июля в 13:05 был показан балет «Спартак» в постановке Юрия Григоровича. В главных партиях: Владимир Васильев, Екатерина Максимова, Нина Тимофеева и Марис Лиепа. Запись 1970 года. В 15:20 был представлен документальный фильм «Марис Лиепа... Я хочу танцевать сто лет», посвященный выдающемуся танцовщику. Вершиной его творчества стал полководец Красс в балете «Спартак». Но после этого он станцевал в Большом только четыре новые партии. Ничтожно мало для великого артиста. Его фактически отлучили от сцены любимого театра. Как признавался в своем дневнике Лиепа: «Любой актер может прожить без денег, даже какое-то время - без любви, без друзей… Но не может жить, выжить без новых ролей, без новой работы. Он задохнется». В фильме использованы фрагменты из дневников Мариса Лиепы и его книги «Я хочу танцевать сто лет». О Марисе Лиепе рассказывают: Андрис Лиепа, Илзе Лиепа, Александр Ширвиндт, Владимир Васильев, Михаил Лавровский, Марина Кондратьева, Александр Ворошило, Евгений Гинзбург, Наталья Бондарчук.
6 августа в 15:25 была показана опера Жоржа Бизе «Кармен» в постановке Ростислава Захарова. Дирижер: Марк Эрмлер. В главных партиях: Елена Образцова, Владимир Атлантов, Юрий Мазурок, Людмила Сергиенко. Запись 1982 года. Вступительное слово Дмитрия Бертмана. Предварил спектакль документальный фильм «Владимир Атлантов. Две жизни» (6 августа, 14:45), в котором выдающийся тенор, народный артист СССР, каммерзингер Венской оперы Владимир Атлантов рассказывает о себе, о работе в Кировском театре в Ленинграде, в Большом театре в Москве и о жизни в Вене. В фильме принимает участие Валерий Гергиев.
20 августа в 14:40 смотрите оперу Николая Римского-Корсакова «Садко» в постановке Бориса Покровского. Партии исполняют: Владимир Атлантов, Ирина Архипова. Запись 1980 года. Предваряет спектакль документальный фильм «Ирина Архипова. Архитектура гармонии» (20 августа, 14:00), посвященный оперной певице. В фильме принимают участие: сама Ирина Архипова, ее муж и партнер по сцене Владислав Пьявко, а также друзья и близкие. Использован интересный хроникальный материал выступлений Архиповой, а также фотодокументы, запечатлевшие певицу в разные годы жизни.
Пресс-служба телеканала "Россия К"