2 июля 2016, 16:32 2 июля 2016, 17:32 2 июля 2016, 18:32 2 июля 2016, 19:32 2 июля 2016, 20:32 2 июля 2016, 21:32 2 июля 2016, 22:32 2 июля 2016, 23:32 3 июля 2016, 00:32 3 июля 2016, 01:32 3 июля 2016, 02:32

В Театре имени Покровского состоялась премьера оперы "Ариадна на Наксосе"

  • В Театре имени Покровского состоялась премьера оперы "Ариадна на Наксосе"
  • Картинка
    В Театре имени Покровского состоялась премьера оперы "Ариадна на Наксосе"
  • В Театре имени Покровского состоялась премьера оперы "Ариадна на Наксосе"
В Московском камерном музыкальном театре имени Покровского немец Ханс-Йоахим Фрай, который уже шесть лет работает в России, поставил Штрауса. Действие он перенес в наше время. Впрочем, это касается только одной из историй, о которых поется в этой необычной опере.

«Ариадна на Наксосе» Рихарда Штрауса. Одна из тех редких опер, которые сделаны по принципу матрешки. Три истории, одна в другой, смешение персонажей и сюжетных линий, какофония исторических времен. Считается, что это одно из лучших произведений Рихарда Штрауса. В Московском камерном музыкальном театре имени Покровского немец Ханс-Йоахим Фрай, который уже шесть лет работает в России, поставил Штрауса. Действие он перенес в наше время. Впрочем, это касается только одной из историй, о которых поется в этой необычной опере. 

Смесь высокой драмы, комедии дель арте и социальной сатиры. Обстоятельства и талант вынудили Рихарда Штрауса создать такой гремучий оперный винегрет. «Ариадна на Наксосе» планировалась получасовым дивертисментом. Но 30 оперных минут растянулись до 90, к тому же плодовитый Штраус дописал еще и музыкальные номера. В итоге помпезная премьера длилась 6 часов, что не смогли выдержать ни зрители, ни дирекция.

Слушатели не могли понять странное смешение жанров, которое произвел композитор: почему в трагическую историю о покинутой Тесеем Ариадне вмешивается фривольная комедия? Штраусу пришлось переписать пролог, чтобы объяснить такую интерпретацию старого сюжета. К тому же во второй версии опера стала камерной – так было дешевле возить ее по театрам Европы.

«"Ариадна на Наксосе" - как раз из тех опер, которые следует ставить в камерном театре, в отличие от других произведений Штрауса, - говорит режиссер Ханс-Йоахим Фрай. - Здесь нет хора, нужно всего около 30 музыкантов, из них - 15 солистов, для того чтобы поставить эту фантастическую историю».

Режиссер Ханс-Йоахим Фрай перенес пролог в наши дни. Ход в нынешней опере стандартный, но и у Штрауса действие пролога происходило в относительной современности. Богатый буржуа, или в спектакле театра Покровского, «неизвестный господин», решил развлечь своих гостей новой оперой об Ариадне. Однако домашние требовали, кто миф, кто трагедию, кто комедию. Композитору, блондинке во фраке, пришлось учесть все пожелания.

Для оркестра «Ариадна» стала необычным опытом. Дирижеру Алексею Верещагину пришлось полностью «перенастроить» оркестр, как выражается он сам.

«Каждый инструмент, который находится, присутствует здесь, он сугубо индивидуален, и человек, который на нем играет, должен демонстрировать навыки концертного исполнения и сольной игры», - говорит дирижер Алексей Верещагин.

В первой редакции оперы Рихард Штраус сделал партии солистов невероятно сложными. Исполнительница роли Цербинетты должна была брать практически невозможную для сопрано ноту «фа» третьей октавы. И хотя во втором варианте оперы композитор сделал ее на тон ниже, легче не стало.

«Это не чисто колоратурная техника, здесь требуется крепкая середина, чтобы исполнить саму арию, которая состоит из многих частей, и еще дополнить, украсить это техникой и верхним регистром», - отмечает исполнительница партии Цербинетты Екатерина Ферзба.

Второе отделение выдержано в традиционном ключе «испорченной оперы», о которой предупреждал пролог. Ариадна героически страдает на острове Наксос, Цербинетта с друзьями легкомысленно пытается ее утешить. Что им и удается. Комедия победила.

Новости культуры

Читайте также:
Ханс-Йоахим Фрай поставил оперу Штрауса в Москве


 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация