Вечер памяти Сергея Курёхина прошел в Московской консерватории
«У Сергея Курёхина много хорошей музыки, которую хочется играть живьём», – говорит Алексей Айги, музыкальный руководитель ансамбля «4’33”». Вечера памяти композитора-авангардиста Айги устраивает ежегодно, исполняя его произведения в «Гоголь-центре» или на фестивале «Усадьба Джаз» в Архангельском. Теперь настал черёд Московской консерватории. На сцену Алексей Айги вышел вместе с музыкантами из курёхинской «Поп-механики» и попытался воссоздать атмосферу знаменитых перформансов Капитана – так Сергея Курёхина называли друзья и поклонники.
«Курёхин и Айги в Консерватории» – этот концерт-перформанс зрители и музыканты запомнят надолго. Никогда прежде музыка этих композиторов не звучала в консерваторских стенах. Для обладателя премии «Ника» Алексея Айги это дебют на сцене Большого зала Консерватории. Да и остальные музыканты на этой сцене впервые. Кажется, зал наэлектризован от накала эмоций.
Первое отделение – это музыка Алексея Айги. На сцене автор, его уже легендарный ансамбль «4’33”» и камерный оркестр «Ad Libitum».
Второе отделение – редко звучащая музыка Сергея Курёхина. Собирали, что называется, по крупицам. Сергей Курёхин не из числа тех композиторов, чьи партитуры можно просто взять, выучить и сыграть. После него не осталось нотных записей – только аудио- и мелодии в фильмах. Алексей Айги расшифровывал аудиозаписи, записывая, как диктант в музыкальной школе. Хотя этой музыке в школе не учат.
На этом концерте люди разных поколений, так же как было на выступлениях Сергея Курёхина. И вот что поразительно: партитуры не сохранились, но при этом каждый перформанс «Поп-механики» он детально расписывал – обязательно был сценарий, либретто, свою партию знал каждый музыкант, но при этом каждый концерт для музыкантов становился открытием.
Повторить перформансы Сергея Курёхина невозможно: теперь уже создаются новые версии, из которых эта – самая, пожалуй, академическая – сцена обязывает.