На "Золотой маске" показали оперу на санскрите "Сатьяграха"
Продолжаем знакомство с претендентами на премию «Золотая маска». Борьба на театральном конкурсе идёт нешуточная, ведь что ни спектакль – то открытие. На этот раз удивила труппа из Екатеринбурга. Артисты представили на суд московской публики оперу «Сатьяграха» режиссера Тадэуша Штрасбергера. Самое любопытное, что спектакль о легендарной фигуре Махатмы Ганди идёт на санскрите. Это первая постановка оперы Филипа Гласса в России и шестая – в мире.
«Мотив состоит из трех нот. Это длится около двадцати минут», – рассказывает певица оперной труппы Екатеринбургского театра оперы и балета Ольга Тенякова.
Но певцы и музыканты считают, чтобы не сбиться с ритма. Считает даже дирижер Оливер фон Дохнаньи, хотя знает партитуру «Сатьяграхи» наизусть.
«Мы говорим минимализм, но Филипп не очень любит это слово, он говорит, что это повторение маленьких кусочков музыки много раз», – поясняет дирижер Оливер фон Дохнаньи.
Дохнаньи возглавлявший оперы в Братиславе и Остраве, с этого сезона – главный дирижер Екатеринбургского театра оперы и балета. Уже номинирован на «Золотую маску». Знает хорошо Филипа Гласса. Приглашал композитора на премьеру «Сатьяграхи» в Екатеринбург, не позволил график, который расписан на три года вперед.
Екатеринбургская труппа – одна из шести в мире, кто обладает этим редким произведением. «Сатьяграха» вошла в «Портретную трилогию» опер посвященных людям, изменившим мир. Огромный хор, поет не только на сцене, но и в зале. Тексты, взятые из Бхагавад-гиты, особо почитаемой книги индуистской философии, певцы исполняют на санскрите.
За плечами Владимира Чеберяка – тридцать разных партий. Здесь он Махатма Ганди. Больше полутора часов чистого пения, больше похожего на церковное, чем на оперное.
Это опера-призрак, при том, что есть такие персонажи, как Лев Толстой, Махатма Ганди и Лютер Кинг. Есть время и место действия, но нет самого действия. Есть эпизоды медитации. Режиссер Тадэуш Штрасбергер Бхагавад-гиту не читал, но проникся культурой Индии и даже додумал эту историю.
«Двигаться было сложно. Потому что у этой оперы нет смыла, нет идеи, нет либретто. Нет как такового рассказа. И мне пришлось с нуля придумать эти события», – признался режиссер.
Эпическая трехчасовая история, при всей монотонности звука и пения, завораживает зрителя, который становится частью происходящего на сцене, проникаясь ритуалом древней культуры – сакральный код которой до сих пор не разгадан.