Король Марокко стал гостем новой выставки Пушкинского музея
«Я берусь управлять державой, в которой царствует невозможное» - это про Калигулу. Имя этого римского императора стало синонимом жестокости. Но, справедливости ради, известен он и тем, что присоединил к Римской империи город Волюбилис. И когда-то цветущая столица удалённой Римской провинции, теперь - памятник древнейшей истории. Принадлежит он ныне Королевству Марокко. Пушкинский музей представляет выставку уникальных античных скульптур, найденных в древнем городе.
Город Волюбилис был разрушен землетрясением, возможно, некоторые скульптуры пострадали как раз во время него. Так, у скульптуры коня нет ни ноги, ни всадника.
Сокровища разрушенного города выполнены в разной стилистике. Одни - реалистичны, другие отличаются идеализированной формой. Специалисты объясняют это тем, что, к моменту появления Римской империи, в древнегреческом искусстве уже сложились разные стили.
«Такие произведения могли украшать как частные дома, так и общественные здания. Могли находиться в святилищах, но известно, что это высокий ранг, простые рядовые жители не могли себе позволить таких изделий», - рассказывает заведующий Отделом искусства и археологии античного мира ГМИИ имени А.С. Пушкина Владимир Толстиков.
Сегодня можно только предполагать, для чего и кому служили скульптуры. Например, речное божество, которое можно увидеть на выставке, скорее всего было частью фонтана, как и нападающий пес, об этом говорит канал, который проходит через весь корпус.
«Скульптура собаки, которая за моей спиной, точно это утверждать нельзя, но по иконографическим аналогиям полагается, что это часть композиции, изображающей богиню охоты Диану», - рассказывает хранитель экспонатов ГМИИ имени А.С. Пушкина Дмитрий Калиничев.
Единственная работа выставки отсылает к конкретному историческому персонажу – римскому политическому деятелю Катону – современнику Юлия Цезаря.
Бюст – одна из самых знаменитых работ периода эллинизма – широкого распространения греческой скульптуры. Экспозиция стала своеобразным приветствием для короля Марокко - Мохаммеда VI.
«У нас уже были выставочные взаимоотношения с Марокко. Но они не были такими широкими, продуктивными как те, которые намечаются сейчас. Я надеюсь, они осуществятся», - сказала директор ГМИИ имени А.С. Пушкина Марина Лошак.
Глава африканского государства на теплый прием ответил приглашением сотрудников ГМИИ имени Пушкина в музейные фонды Марракеша и Феса.