Праправнуки Васнецовых и Мамонтовых впервые встретились в музее-заповеднике "Абрамцево"
«Наконец-то, милый друг, я приобретаю усадьбу, где я смогу по достоинству принять вас!» - писал Аксаков Гоголю после того как купил имение Абрамцево. Так начался литературный период усадьбы. После смерти писателя она перешла во владение Саввы Мамонтова и с тех пор стала синонимом вдохновения. Оно приходило к каждому из многочисленных художников, которые собирались в гостеприимном доме. Спустя век в Абрамцево собрались потомки людей, которые составляют сегодня золотой фонд русского искусства. Подробности у Антона Николаева.
Музей-усадьбу «Абрамцево» называют подмосковной Третьяковской галереей. Но только в Третьяковке картины хранятся, а здесь, в этом живописном уголке Подмосковья, в шестидесяти километрах от столицы, картины Васнецова, Нестерова, Серова и многих других были написаны.
«Три богатыря», «Явление отроку Варфоломею», «Девочка с персиками». Вот, кстати, правнук той самой девочки. Тридцать шесть Васнецовых и двадцать восемь Мамонтовых. Потомки знаменитого промышленника и мецената, а также тех художников, которые входили в Абрамцевский кружок, впервые в таком количестве в бывшем имении Саввы Мамонтова.
«Обычно говорят, что на внуках история отдыхает. Когда планировали организовать и провести это мероприятие, для нас встал вопрос: вот кто же они?», - рассуждает директор музея-заповедника «Абрамцево» Елена Воронина.
«Я прапраправнучка Серова. Мои картины сейчас здесь на экспозиции», - говорит прапрапраправнучка Валентина Серова Екатерина Золотарева.
Екатерина окончила художественную школу, но учиться собирается на ветеринара. А вот среди потомков Васнецовых есть и художники, и архитекторы, и дипломаты, и госслужащие.
«Мы потомки. Вот наше наследие. Вот музей. И что дальше? Когда мы оценили, что потомки уходят все дальше и дальше от мира искусства, стало понятно, что мы начинаем терять некую идентичность с нашими предками, которые к культуре относились более трепетно», - размышляет председатель фонда Васнецовых Олег Кузнецов.
Встреча потомков знаменитых художников началась с Божественной литургии в храме, построенном по проекту Поленова и Васнецова. Протодиакон отец Иоанн приехал из Парижа. Его прадеда-священника, который был расстрелян в 1918 году, а впоследствии причислен к лику новомучеников, крестил отец художника Васнецова, который также был священником.
«Возвращение в Россию всегда, как я говорю, заряд энергетический, духовный. Чтобы потом, вернувшись во Францию, дальше своим делом заниматься, служить церкви, воспитывать семью и жить своей жизнью», - рассказывает протодиакон, клирик собора Александра Невского в Париже Иоанн Дробот.
Они приехали из разных уголков США, Аргентины, Франции, объединенные стремлением узнать историю своих предков и постараться соответствовать ей. Дочь отца Иоанна из Парижа решила окончательно переехать жить в Москву.