Инсталляции Хаима Сокола представлены в Московском музее современного искусства
В столичном Музее современного искусства открылась ретроспектива Хаима Сокола, художника, способного превратить старые вещи, найденные на свалках и барахолках, в материал для творчества. В своих работах Сокол исследует вопросы памяти, времени и личности перед лицом истории. Его новая выставка получила название «Свидетельство». Репортаж Юлии Кундрюковой.
Длинный ряд резиновых сапог при входе на выставку ‒ часть инсталляции, точно такие же ‒ на двухчасовом видео, которое художник Хаим Сокол снимал несколько лет. И видео и выставка посвящены темам угнетения, изгнания и выживания. Внушительный занавес в первом зале ‒ работа 2011 года, художник сшил вместе несколько половых тряпок, тех, которыми, действительно, мыли грязные полы.
«Это занавес истории угнетенных. Когда есть история победителей, есть история проигравших. И за каждым триумфом есть травма и поражение», ‒ пояснил Хаим Сокол.
Поражение, говорит художник, ‒ оборотная сторона триумфа, прячется от ликующих победителей за занавесом. И даже если становится заметным, то за ним наблюдают, как в театре, оно как будто происходит на сцене, не в жизни. Железные ведра с грязной водой ‒ одновременно и инсталляция, и живопись. Хаим Сокол предлагает разглядеть в грязной воде произведение искусства, мол, грязь везде выглядит по-разному. Сама инсталляция символизирует море.
У видео есть два главных героя: Ангел истории и Мигрант. Оба беспрерывно и рутинно делают одно и то же: Мигрант красит сапоги краской, Ангел эту краску смывает. Перформанс, кстати, планируют на выставке повторить.
Надпись «Дезинфекция» на немецком отсылает к концлагерям. А это «секрет» ‒ так называли в гетто, где жил отец художника ‒ места, в которых евреи прятались от фашистов.
Выставка продолжается и на улице, во дворе музея. Конструкция «Арка» условно воспроизводит триумфальную арку императора Тита, возведенную в Риме в честь завоевания Иерусалима, и одновременно это бытовка рабочего-мигранта. Сам художник говорит, что в своей жизни тоже был мигрантом и подвергался антисемитским нападкам. Так что за всем, что есть на выставке ‒ личная история.