Танец на кончиках пальцев. Как появились первые пуанты?
29 апреля 1727 года родился французский балетный реформатор Жан-Жорж Новерр. Он буквально «взломал» тогдашнюю европейскую систему балетных ценностей. Сам Новерр заявил, что «разбил уродливые маски, предал огню нелепые парики, на место рутины призвал изящный вкус». Именно дату его рождения приняли в расчёт в ЮНЕСКО, когда в 80-х годах прошлого века объявили 29 апреля Международным днём танца.
Праздновать его предлагается всем, кто желает. Способ можно выбрать на своё усмотрение. Можно, к примеру, изучить историю появления на свет одного из символов балета - пуантов. Давайте так и сделаем.
Этой атласной туфельке скоро 200 лет. И хотя своему названию пуанты обязаны французскому языку, появились они в Италии. Танец на кончиках пальцев изменил балет. А Мария Тальони, первой станцевавшая в них, навсегда вошла в историю. Принцип «двух у» является главным для примы Большого театра Екатерины Шипулиной. Ноге должно быть удобно и устойчиво. От этого зависит легкость движений.
Лет 100 назад в пуантах танцевали сильфид, богинь и фей. Сейчас - любые партии. Круглую пробку в основании носка заменили крахмальным клеем, который пропитывает внутренние слои туфельки, по форме напоминающей стакан. Жесткий носок фиксирует ногу балерины. Танец на пяточке, длиной от 4 до 7 сантиметров, - самый изящный балетный трюк.
Кажется, что танцевать на пальцах легко, но грациозность стоит дорого. Разбитые в кровь пальцы, стертые мозоли, травмы, изматывающие многочасовые экзерсисы. Для пуант разработана специальная техника, которая формирует стопу. От ног французских балерин невозможно отвести взгляд. Самые изящные и чувственные. «Этуаль Опера Гарнье» (так называют прим парижской оперы) Элизабет Платель училась на французских, а танцевала на английских пуантах. Изменой это не считает, c’est la vie.
«Пуанты впечатляют зрителя, а балерине они дают шанс вырасти, добавить сантиметров десять и стать невесомой. Мы все выросли на гравюрах с Марией Тальони и Шарлоттой Гризи, стоящих кончиками пальцев на цветке», - отмечает директор балетной школы Парижской Оперы Элизабет Плател.
Пуанты - не самая долговечная обувь. У Оксаны Кардаш, примы-балерины Театра Станиславского и Немировича-Данченко, уходит в год тридцать пар. На спектакль берет не меньше четырех. Предсказать, как поведут капризные туфельки на сцене, невозможно.
Процесс изготовления - долгий и кропотливый. В пуантах - 54 элемента. Атласный верх, внутри проклеенный прокладочной тканью. Жесткая подошва из натуральной кожи. Место для пальцев в виде стакана. Это самая главная деталь, которая находится над пяточком. Его делают из шести слоев наклеенной мешковины. Вклеивают в носок пуанта, который состоит из нескольких слоев атласа. Главное здесь - не испачкать клеем атласный верх туфельки. Специальным молоточком, надетым на колодку, придают форму носка. Сушат 15 часов при температуре 55 градусов. Верх покрывают блестящим или матовым атласом.
Пуанты делают ногу балерины изящной и сильной. Заставляют держать равновесие и танцевать все эти невероятные аттитюды, арабески, и фуэте. Понятно, что в балете все зависит от мастерства и таланта танцовщицы. Но сама она во многом зависит от невесомых туфелек - пуант. В переводе с французского это еще и точка. В которой сходятся напряжение, хрупкость и точность танца.