В Петергофе после реставрации открылся Картинный дом
Музей-заповедник "Петергоф" открывает в дворцовом комплексе Ораниенбаума новый музей. Здание XVIII века известно как Картинный дом. Последние несколько лет он был в ремонте. А за два с лишним столетия дом и вовсе не раз менял свое назначение. Здесь размещались склады, госпиталь, школа, но ни разу помещения не использовались как музей. Сейчас для посетителей открыты пять залов, в том числе, кабинет-библиотека и кунсткамера. А уже 1 июля обещают распахнуть и двери оперного зала, где еще во времена первого хозяина дома - Петра III - проходили концерты.
Картинный дом Ораниенбаума - первый Дом культуры царской России, причем, во всех возможных смыслах. Великий князь Петр Федорович, женившийся в 1745 году на принцессе Ангальт-Цербстской, будущей императрице Екатерине II, вопреки историческому стереотипу был ярким, увлекающимся человеком с разнообразными интересами. В 50-х годах XVIII века мастерская Расстрели получила заказ на строительство в великокняжеской резиденции дома, в котором могла бы разместиться художественная коллекция Петра Федоровича. Залы Меншиковского дворца к тому моменту уже не вмещали масштабных полотен западно-европейских мастеров.
Ирина Федотова, хранитель экспозиции Большого Меншиковского дворца: "Он закладывает картинный дом. Это название "картины" фигурирует сначала в документах по строительству, и это примерно совпадает по времени с закладкой картинной галереи Фридрихом Великим, на которого Петр III ориентировался и которым восхищался".
Со временем, кроме картин, в доме на западном фланге резиденции разместились оперный театр, кунсткамера, библиотека и кабинет Петра Федоровича. Один из раритетов - только что вернувшийся из реставрации подлинный шкаф для драгоценностей принадлежавший Великому князю.
"Такого рода вещи использовались для хранения редких камней, драгоценных изделий, - говорит Глеб Седов, временно исполняющий обязанности заведующего Большого Меншиковского Дворца", - обилие внутренних ящичков придавало особый шарм".
В Картинном доме у Петра Федоровича хранилась библиотека в четыре тысячи томов, и хотя Екатерина утверждала, что ее бывший супруг интересовался исключительно историями разбойников с большой дороги, состав коллекции говорит о другом.
"В нее входили книги совершенно разнообразные. По искусству, театру, музыке, беллетристика, литература по Китаю", - добавляет Ирина Федотова.
По схемам шпалерной развески, составленным в XVIII веке учителем Петра III Якобом Штелиным, музейщикам удалось выявить и вернуть на свои места пять полотен. Среди них - две работы школы Луки Джордано с ветхозаветными сюжетами и две картины, предоставленные на временное хранение Государственным Эрмитажем.
Музеем Картинный дом делают картины. За два века существования здесь не было раньше музейных эксклюзивов. Полотна старых мастеров, вернувшихся на свои исторические места, наполнили эти стены исторической атмосферой, помогли уточнить расположение дверей и окон.
Среди 80 полотен Картинного дома - ранние копии шедевров Тициана, Пуссена, Рубенса, оригинальные произведения мастера венецианской школы Антонио Василачи. Дирекция заповедника обещает сделать дом круглогодичным для посещения.