В Государственной думе обсудили роль русского языка в современном мире
«Тотальный диктант» в следующем году может пройти в Государственной думе Российской Федерации. Причем принять участие в акции смогут не только законодатели, но и все желающие. С этой необычной идеей выступил сегодня спикер Госдумы Сергей Нарышкин – на специальном заседании, которое прошло в форме «открытой трибуны» и было посвящено русскому языку в современном мире.
Состояние русского языка и вопросы в сфере профессионального образования - от дошкольного до вузовского уровня - обсуждались на думской «открытой трибуне». «Каждый обязан следить за тем, чтобы русский язык оставался чистым, точным, богатым, не засорялся и не осквернялся», – отметил глава нижней палаты парламента Сергей Нарышкин.
«Мы обязаны делать все, чтобы наш государственный язык жил и развивался, укрепляя единство российского народа, и помогая гражданам других стран лучше понять нашу историю, культуру России, лучше понять внутренний мир и характер русского человека», - добавил он.
Говоря о популяризации русского языка в мире, Дмитрий Бак предложил разрабатывать на нем программы, связанные с технологическими открытиями отечественных ученых. Коснувшись проблем преподавания русского в школе, он заметил: «Язык классиков современные ученики, зачастую, не понимают».
«"Нет, легче посох и сума" - этот пример мне запомнился. "Сума" для многих студентов – очень хороших – оказалось словом непонятным. Они даже предположили, не является ли написание ошибочным, не есть ли это, на самом деле, - "сумма". А то, что "посох и сума" - это некоторая идиома, которая означает целый комплекс значений для пушкинской эпохи, пришлось объяснять очень долго», - рассказал директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак.
«Язык классиков требует перевода для детей», – согласился Сергей Волков. Но для этого нужно больше часов литературы и русского в программах, которые нужно разгружать. Иначе это приведет к чтению классиков по учебникам. Преподаватель высказался категорически против законопроекта о введении единого учебника по русскому и литературе, предложенного ранее депутатами Госдумы от «Единой России» - Ириной Яровой и Вячеславом Никоновым.
«Если нам дадут единый учебник литературы – это значит, что нам дадут единственную последовательность единственного набора произведений с единственной системой интерпретаций. Это убивает на корню всю идею, с которой я начал – читать художественные тексты», - утверждает преподаватель русского языка и литературы Сергей Волков.
«Проект концепции филологического образования в школах будет вынесен на общественное обсуждение в июле 2015 года», – сообщил замглавы Минобрнауки Вениамин Каганов. Именно тогда продолжится обсуждение вопросов, относящихся к преподаванию русского языка и литературы.